РАСЧЕТ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ. ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС "РУСЬ", ГИАС "ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ": ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В.М. Семеновских, канд. техн. наук
Генеральный директор научно-производственного предприятия "Авиаинструмент"
В.М. Китайкин
Руководитель специализированного УМО по проблемам экологической безопасности
Московский государственный университет пищевых производств


В настоящей статье рассмотрена теория и практика расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, за отходы, которые были накоплены юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в период времени, предшествующий отчетному периоду.

Также в статье рассмотрена теория и практика процедуры формирования и заполнения, как ручным способом, так и с использованием программного комплекса "Русь", таблицы 2.19 "Предложения по лимитам на размещение отходов", приведенной в приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 г. N 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - приказ №703) при разработке ПНООЛР.

Рассмотрена система приема-передачи информации, приведенной в таблице 2.19 "Предложения по лимитам на размещение отходов" в XML формате, из ПНООЛР в информационные системы ГИАС "Экобезопасность", используемые Ростехнадзорами в субъектах РФ; теория и практика заполнения "Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", приведенного в Приложении 3 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.09.2007 г N 643 "Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов" (далее – приказ N 643), а также "Приложение к Документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выданному "__"_200_г., рег. № " как при ручном заполнении, так и с автоматическим формированием данного документа в программном комплексе ГИАС "Экобезопасность" с учетом возможности принятия полигоном заявленного юридическим лицом вида отхода.

Также рассмотрено использование терминов "Передача отходов на размещение", "Размещение отходов на собственных объектах размещения", "Инвентарный номер объекта размещения", приведенных в приказах N 703, N 643, теория и практика расчета платы за размещение отходов производства и потребления с учетом приказов N703, N643.

Требования нормативно-правовых документов при расчете платы за размещение отходов производства и потребления: теория и практика

Плата за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления и регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов",
  • Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (с изменениями от 27 декабря 1994 г., 14 июня 2001 г.),
  • Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г.) (с изменениями от 15 февраля 2000 г.),
  • Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (с изменениями от 1 июля 2005 г., 8 января 2009 г.),
  • Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2005 г. N 410 "О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344",
  • Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - приказ N 204),
  • Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 марта 2008 г. N 182 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - приказ N 182).

По формальным признакам все вышеуказанные документы имеют юридическую силу, однако ряд положений приказов N 204 и N 182 вступили в противоречие с постановлениями Правительства и с инструктивно-методическими указаниями.

При этом только в "Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г.) (с изменениями от 15 февраля 2000 г.)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 1993 г. N 190) в пункте 4.9. указано, что "За отходы, накопленные до 1991 года, плата не взимается". В остальных нормативно-правовых документах, указания по не взиманию платы за отходы, которые накоплены за предшествующие кварталы до отчетного квартала и хранятся в объектах размещения (в том числе и в местах хранения, как объектах размещения) – отсутствуют.

В ряде субъектов РФ при взимании платы за размещение отходов ссылаются на письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.03.2008 г. N ДТ-43/162, подписанное Заместителем руководителя Ростехнадзора Д.С. Тукновым, в котором, якобы указано, что за отходы, накопленные в предшествующие периоды плата не взимается, что является неправильным.

Во-первых, письмо не является нормативно-правовым документом, во-вторых, в письме нет указания о не взимании платы за отходы, накопленные в предшествующий период, в третьих, на стр.4 п.3 письма от 07.03.2008 г. N ДТ-43/162 указано, что "Ростехнадзору с учетом поступивших предложений подготовить проект приказа о внесении соответствующих изменений в приказ N 204, предусмотрев исключение двойного обложения платой и исчисление платы за негативное воздействие на окружающую среду только за отходы, размещенные в отчетный период, а также по другим видам воздействия".

Т. е., даже если принимать во внимание данное письмо, то в письме идет речь о плате за отходы, которые размещены в отчетном периоде.

Согласно ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ, от 30.12.2008 г. N 309-ФЗ), размещение отходов - это хранение и захоронение отходов.

Таким образом, плата осуществляется за все отходы, которые размещены (хранение, захоронение) в отчетный период, т.е. за все отходы, которые захоронены и которые находятся на хранении на конец отчетного периода на объекте негативного воздействия независимо от того, были ли они накоплены в предшествующие периоды, или они образовались, или получены в отчетном периоде. Но если на конец отчетного периода они остались, то за этот остаток и производится плата, т.к. данный вид отхода хранится (размещен) в отчетном периоде.

При этом плата производится только за то количество отходов, которое находится на хранении на конец отчетного периода, а не за то количество отходов, которое хранилось в течение всего этого отчетного периода. Периодичность вывоза отходов не имеет в данном случае никакого значения: она указывается только в ПНООЛР и декларируется руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем, при утверждении ПНООЛР.

Иными словами, нормативно-правовые документы предписывают юридическим лицам не накапливать отходы. Документы направлены на стимулирование юридических лиц использовать отходы, их утилизировать, передавать на захоронение. Если юридическое лицо не старается вкладывать деньги в совершенствование технологии, утилизацию, использование отходов, а хранит отходы на объекте негативного воздействия, причем периодичность вывоза отходов была продекларирована юридическим лицом при разработке ПНООЛР, то в этом случае за все отходы, которые хранятся на объекте на конец отчетного периода, юридическое лицо должно заплатить.

Данный остаток хранящегося на конец отчетного периода отхода переходит на следующий квартал и участвует в общем, как квартальном, так и в годовом балансе при обращении с отходами.

Приказом N 643 был утвержден "Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов" и в Приложении 3 к данному приказу была утверждена форма "Образец документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", а также "Приложение к Документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выданному "__"_200_ г., рег. № " (далее приказ №643).

Данная форма идентична форме, приведенной в приказе N 703.

Однако в приказе N 643, также как и в приказе N 703, отсутствуют рекомендации по заполнению данных форм.

В связи с отсутствием рекомендаций по заполнению вышеуказанных форм стало возможным произвольное толкование их заполнения и использования (кто как понимает), как должностными лицами, которые занимаются нормированием, так и юридическими лицами, причем в каждом субъекте РФ по-своему.

В соответствии с формой предложения по лимитам, приведенной в Образеце 2.19 "Предложения по лимитам на размещение отходов" в Приложении 3 к приказу N 703 (далее - образец 2.19) в графе 5 указывается "Годовой норматив образования отхода на 20__ - 20__ годы, тонн в год".

Для годового норматива образования отхода устанавливается следующая единица измерения: тонн в год. При этом годовой лимит на захоронение отхода (т/год) не может превышать годового норматива образования и сбора отхода.

В приказах N 703, N 643 используются новые термины при обращении с отходами, которые не имеют пояснений, и следовательно, "отданы" пользователям приказов для собственного трактования - "Передача отходов на размещение", "Размещение отходов на собственных объектах размещения", "Инвентарный номер объекта размещения".

Очевидно, под термином "Передача отходов на размещение", авторы приказов N 703, N 643 имели ввиду размещение отходов (хранение, захоронение, ст.1 N 89-ФЗ) отходов на общегородских, муниципальных, иных объектах размещения (хранения, захоронения, ст.1 N 89-ФЗ ) не принадлежащих данному юридическому лицу.

В тоже время, термин "Размещение отходов на собственных объектах размещения", примененный в образце 2.19 в графах 14-22 приказа N 703 включает, очевидно, итоговую информацию по собственным объектам размещения (хранения, захоронения ст.1 N 89-ФЗ), которую юридические лица при разработке ПНООЛР приводят в таблицах в соответствии с образцом 2.14 "Характеристика объектов хранения отходов сроком до 3 лет. Обоснование предельного количества накопления отходов", образцом 2.15 "Характеристика объекта размещения отходов" и образцом 2.11 "Схема операционного движения отходов".

Под термином "Инвентарный номер объекта размещения" в соответствии с графой 15 образца 2.11, графой 1 образца 2.14, п.1 образца 2.15, графы 15 образца 2.19, приведенными в приказе N 703 при разработке ПНООЛР, имеется в виду выполнение требований "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", включая все объекты хранения отходов, являющимися объектами размещения и на каждый вышеуказанный объект размещения, имеющий соответствующий инвентарный номер, должен быть установлен лимит.

В соответствии с образцом 2.19 "Предложения по лимитам на размещение отходов" к приказу N 703, в графе 15 в вертикальном расположении должны быть указаны все инвентарные номера объектов размещения отходов, включая объекты хранения отходов сроком до 3-х лет, находящиеся на объекте негативного воздействия (в пределах границы земельного участка), которые были указаны в ПНООЛР, по каждому отходу.

Аналогично вышеизложенному в соответствии с формой "Приложение к Документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выданному "__"__200_ г., рег. №", приведенной в Приложении 3 к приказу N 643 в графе 15 в вертикальном расположении, также как и в графе 15 образца 2.19 к приказу N 703, должны быть указаны все инвентарные номера как объектов хранения, так и объектов захоронения по каждому виду отхода (далее – Приложение 3).

Таким образом, в соответствии с приказом N 643 лимит на размещение отходов (Приложение 3) выдается по каждому отходу, включая лимит на места хранения с указанием инвентарных номеров объектов хранения и лимитов на каждый объект хранения (N 89-ФЗ, СанПиН 2.1.7.1322-03, Постановление Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (с изменениями от 14 декабря 2006 г., 29 августа 2007 г.).

При этом, как следует из форм, приведенных в приказе N 643 (Приложение 3), в графах 9-13, 17- 21 "в том числе по годам" указывается количество отходов, которое можно захоронить как на общегородских, так и на собственных объектах размещения.

Отдельно рассмотрим вопрос заполнения граф 8, 16 "Лимит размещения на 20__-20__ годы, тонн", граф 9-13, 17-21 "в том числе по годам, тонн" Приложения 3.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, разработав ПНООЛР, утвердив его, декларирует в ПНООЛР свою заявку на захоронение (размещение) отходов в соответствии с Приложением 3 к приказу N 703 (Образец 2.19 Предложения по лимитам на размещение отходов) в графе 5 указывает "Годовой норматив образования отхода на 20__ - 20__ годы, тонн в год" и графах 6-21, указывает какое количество отходов заявляется им для передачи на захоронение, для передачи на хранение на общегородских и других объектах размещения не принадлежащих им, какое количество отходов заявляется им для захоронения, хранения на собственных объектах размещения в каждом календарном году в течение 5 лет.

Орган управления, ответственный за выдачу лимитов, в соответствии с приказом N 643 имеет право выдать юридическому лицу лимит на захоронение (размещение), заполнив графу 8, 16 Приложения 3 приказа N 643 только в том случае если у объекта размещения есть возможность принять данный вид отхода, с учетом вместимости полигоном данного вида отхода, соответствия полигона требованиям экологической безопасности, наличия проекта, регистрационного номера, ПНООЛР, наличия у полигона лицензии, а также наличия договора с транспортной организацией.

При этом орган управления, ответственный за выдачу лимитов на захоронение, имеет право выдать лимит на захоронение в первый год действия лимита, если лимит на захоронение выдается не с 1 января текущего года, а выдается в течение календарного года (рис. 1), заполнив графы 9, 17 Приложение 3, не на целый календарный год, а только на ту часть от годового количества отходов, заявленного юридическим лицом (в графах 8, 16 образца 2.19 "Предложения по лимитам на размещение отходов" к приказу от N 703), пропорционально количеству календарных дней до конца первого календарного года с момента начала действия лимита. При этом в графе 9, 17 Приложения 3 указывается только та часть заявленного годового лимита на захоронение, которая пропорциональна количеству оставшихся до конца календарного года дням. В графах 10-13, 18-21 Приложения 3 на второй, третий, четвертый, пятый год указывается полное годовое количество разрешенных для захоронения отходов, как на общегородских, так и на собственных. Для шестого года (рис.1), в форме Приложения 3 должна была бы быть еще одна графа, которой к сожалению нет, и в которой должна была бы быть указана та часть отходов, которая пропорциональна количеству отходов от годового с начала первого календарного года действия лимита до начала действия лимитов.

Рис.1 Схема действия лимитов на захоронение отходов

где:

/ –период от начала первого календарного года (1) до начала действия лимита на захоронение отходов (А);
// –период от начала действия лимита на захоронение (А) до конца первого календарного года (1);
А –дата начала действия лимита на размещение отходов, дата начала первого отчетного года (п.11 Постановление Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение");
В –дата окончания действия первого отчетного года (п.11 Постановление Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение");
А–В –период действия отчетного года;
Лг –годовой лимит на захоронение, т;
Л2 –лимит на захоронение от начала действия лимита (А) до конца первого календарного года (1) действия лимита на захоронение, т;
N –количество календарных дней в году;
Л1 –лимит на захоронение от начала первого (1) календарного года действия лимита на захоронение до начала действия лимита на захоронение (А), т;
N –количество календарных дней в году;
Лимит на захоронение на 5 лет : Л2, Лг, Лг , Лг, Лг , Л1;
Л1 + Л2 = Лг;

Количество отходов на захоронение в шестом году, соответствующее количеству отходов с начала первого календарного года, в котором выдан лимит на захоронение, до начала действия лимитов на захоронение с количеством отходов на захоронение с момента начала действия лимита на захоронение до конца первого календарного года дает целый год. В результате лимит на захоронение (размещение) отходов в соответствии с заявленным объемом в ПНООЛР на захоронение с учетом возможности принятия полигоном отходов данного вида выдается на пять лет.

При этом обращаем внимание, в связи с вышеизложенным, на то, что в графах 8, 16 образца 2.19 "Предложения по лимитам на размещение отходов" к приказу N 703, графах 8, 16 Приложения 3 приказа N 643 лимит на захоронение, указывается годовой, а не суммарный.

С момента начала действия лимита на размещение отходов (рис. 1) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" начинает действовать отчетный год, и через год юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должен сдать технический отчет о неизменности технологических процессов.

При этом еще раз подчеркиваем, что с момента начала действия лимита в соответствии с п.11 Постановления Правительства N 461, начинает действовать "отчетный" год (рис. 1), который заканчивается в следующем календарном году в это же время.

Неизменность производственного процесса и используемого сырья, определяющие виды и классы опасности для окружающей среды образующихся отходов, а также нормативы и количество их образования, представленные в ПНООЛР, подтверждаются хозяйствующими субъектами (их территориально обособленными подразделениями (филиалами) в виде технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами, оформляемого в соответствии с Приложением 3 к приказу N 703 и ежегодно представляемого хозяйствующими субъектами в соответствующие территориальные органы Ростехнадзора в двух экземплярах на бумажном носителе, а также на магнитном носителе.

Возвращаясь в процедуре выдачи лимитов на размещение отходов отмечаем, что аналогичная процедура установлена и Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 октября 2008 г. N 288 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду" в Приложении 5 указана разбивка на пять кварталов в году, если разрешение выдается не в начале квартала.

Аналогичная процедура выдачи разрешений установлена и Приказом от 07.02.2007 года N 56 "Об утверждении формы разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" с делением таблицы на пять кварталов (Разрешенный выброс вредного (загрязняющего) вещества в пределах установленных ВСВ).

При этом в приказах №288, N 56, аналогично, приказам N 703, N 643 отсутствуют рекомендации по заполнению форм.

В соответствии с рекомендациями, указанными в приказе N 182 "Пункты 9 - 11 Порядка заполнения Раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления" изложены в следующей редакции: "п. 9. В столбце 6 указывается установленный лимит на размещение отходов (размещенных на собственных объектах размещения отходов, переданных для размещения)".

При этом лимит на размещение (хранение, захоронение) должен быть указан только в вертикальной графе. В приказе N 182 отсутствует указание, каким образом происходит заполнение столбца 6 в соответствии с формой лимитов, выданной юридическому лицу в соответствии с Приказом N 643.

Как указывалось выше, в соответствии с утвержденной приказом №643 формой по установлению лимитов на размещение отходов, лимит выдается как на "Передача отходов на размещение" (хранение, захоронение на общегородских и других объектах размещения отходов), так и на "Размещение отходов на собственных объектах размещения" (хранение, захоронение на собственных объектах размещения) по каждому виду отхода, в том числе вплоть до объектов размещения (мест хранения) с указанием их инвентарных номеров.

В приказе N 182 данный лимит расположен в графе 6 "Установленный лимит на размещение отходов" вертикально. Т.е. графы 8-21 горизонтальной строки в соответствии формой утвержденной приказом N 643 должны быть расположены в вертикальной графе 6 формы утвержденной приказом N 182.

Поэтому в графе 6 в соответствии приказом N 643 и с выданным лимитом в вертикально расположенной графе по каждому виду отхода должны быть указаны:

  • лимит на захоронение на общегородских и других объектах размещения отходов, не принадлежащих юридическому лицу (т/год),
  • лимит на хранение на общегородских и других объектах размещения отходов, не принадлежащих юридическому лицу (т),
  • лимит на захоронение на собственных объектах размещения отходов принадлежащих юридическому лицу (т/год),
  • лимит на хранение на собственных объектах размещения отходов принадлежащих юридическому лицу (т).

Кроме того, необходимо иметь в виду следующее: если лимит на захоронение имеет накопительную систему в течение календарного года и может быть полностью использован юридическим лицом индивидуальным предпринимателем с момента начала действия лимита в любое время в течение календарного года (рис.2), с последующим сверхлимитным захоронением (лимит на захоронение не может превышать годового объема образования отходов), то лимит на хранение на промплощадке (объекте негативного воздействия) имеет статическую (постоянную) величину (рис.3) и выдается на каждый объект размещения (хранения) в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03.

Рис.2 Схема действия установленного лимита на захоронение в первый год действия лимита

где:

Л –лимит на захоронение, т;
Лг –годовой лимит на захоронение (размещение) (графа 8, 16 Приложения 3 приказа N 643), т;
/// –период действия годового лимита на захоронение;
А –дата начала действия лимита на размещение отходов, дата начала первого отчетного года (п.11 Постановление Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение");
// –период от начала действия лимита на захоронение (А) до конца первого календарного года;
Л2 –лимит на захоронение от начала действия лимита (А) до конца первого календарного года действия лимита на захоронение (графа 8, 16 Приложения 3 приказа N 643), т;

N – количество календарных дней в году;
1 –отсутствия лимита в 1кв.;
2 –использование установленного лимита на захоронение в течение 2кв, 3 кв, 4 кв первого года действия установленного лимита;
3 –использование установленного лимита на захоронение в течение 2 кв, 3кв и сверхлимитное захоронение отходов в 4 кв первого календарного года действия лимита на захоронение.

Остановимся на понятиях "промышленная площадка (далее промплощадка)", "объект негативного воздействия" и на часто употребляемом понятии - "лимит на хранение на промплощадке".

В Приложении 2 к приказу №204 в пункте 3 дано определение промплощадки- "Границы промышленной площадки определяются в соответствии с границами земельного участка, на котором (которых) расположен соответствующий источник (объект размещения отходов) и которые указаны в соответствующих правоустанавливающих документах".

Наиболее понятно и четко определение "объектов негативного воздействия" и ведения порядка их регистрации было дано в п.2 приказа Ростехнадзора от 24.11.2005 г. №867: "Объект негативного воздействия – это территориально обособленный источник негативного воздействия на окружающую среду (совокупность источников в пределах одной промплощадки)".

В Федеральном законе Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии с ст. 33 в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в ст.1 введено новое понятие: "транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах" где еще раз подчеркивается привязка объекта негативного воздействия, промплощадки к границе земельного участка.

Таким образом, лимит на хранение на промплощадке (объекте негативного воздействия) имеет статическую (постоянную) величину и выдается на каждый объект размещения (хранения) в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03.

При этом:

  • Лимит на хранение имеет одну размерность - это тонны (т) (временная размерность отсутствует).
  • Периодичность вывоза хранящихся отходов при установлении лимита на хранение значения не имеет. Периодичность вывоза с каждого места хранения декларируется юридическим лицом в ПНООЛР.
  • Суммарный лимит по каждому виду отхода в тоннах (т) по всем объектам хранения (объектам размещения), имеющим инвентарные номера в соответствии с приказом № 643 по установлению лимитов на размещение отходов в любой текущий момент времени, является лимитом хранения на промплощадке (рис.3) (что соответствует графе 14 "Хранение на промплощадке", (указывался в таблице 1.18 графа 14 ранее действовавшего приказа МПР от 11.03.2002 г. N 115). В данном случае, периодичность вывоза отходов, которая может иметь любую временную размерность по каждому объекту хранения, не имеет значения.

Рис.3 Схема действия установленного лимита на хранение (размещение) на объектах хранения (размещения) не принадлежащих юридическому лицу и промплощадке юридического лица, на которой находятся объекты хранения (размещения)

М1 –лимит на хранение (размещение) на объекте размещения инв. №1, т.
М2 –лимит на хранение (размещение) на объекте размещения инв. №2, т.
М3 –лимит на хранение (размещение) на объекте размещения инв. №3, т.
Мп–лимит на хранение (размещение) на на промплощадке, графа 8,16
Приложения 3 приказа N 643, т

При этом, еще раз обращаем внимание, что лимит на хранение это суммарная "мгновенная" величина, которая продекларирована в (т) в графах 8, 16 образца 2.19 "Предложения по лимитам на размещение отходов" к приказу N 703, утверждена руководителем юридического лица в проекте ПНООЛР и установлена Ростехнадзором в (т) в Приложении 3 в графах 8, 16 по каждому объекту хранения (объекту размещения) с указанием инвентарных номеров. Т.е. "хранение в пределах лимита" - в любой момент времени суммарная величина хранящихся отходов на промплощадке не должна превышать установленную (постоянную) величину (с учетом не превышения установленных лимитов по каждому месту хранения). Если суммарное количество отходов, хранящихся в любой момент времени в местах хранения (объектах размещения) на промплощадке (объекте негативного воздействия) выше установленной (постоянной) величины – это хранение сверхлимита и не важно, когда данный отход был положен на хранение ("складирование" СанПиН 2.1.7.1322-03) и хранится ли он до 3-х лет или более 3-х лет.

В соответствии с ст.33 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 18: пункт 3 N 89-ФЗ изложена в новой редакции, а именно: "3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке".

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства определены в Федеральном законе Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В соответствие с ст.18 Федеральным Законом "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ статья 18 "Нормирование в области обращения с отходами":

"1. В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

2. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией".

Таким образом, все юридические лица и индивидуальные предприниматели должны иметь установленный лимит на размещение отходов производства и потребления.

В приказе N 703 для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установлена уведомительная – декларативная форма.

В соответствии с приказом N 703 декларативная (упрощенная) форма для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, "разрабатывается в случае образования у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отходов V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а также отходов I класса опасности для окружающей природной среды, представленных только люминесцентными лампами, если:

  • суммарное количество отходов не превышает 150 тонн в год;
  • масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 5% от общей массы образующихся отходов;
  • отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.

При наличии у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов), расположенных в разных муниципальных районах или городских округах, ПНООЛР разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно". Декларация в соответствии с п.32 приказа N 703 включает следующие разделы: титульный лист, содержание, общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице, сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы, сведения об отходах, расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов, предложения по лимитам на размещение отходов, приложения.

Во многих субъектах РФ нашло практику применение двойного стандарта – требование от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при проведении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду расчета объемов образования отходов на основании утвержденных администрациями городов (данные нормы образования отходов не согласованы с администраторами платы т.е. с Ростехнадзором), нормативов образования отходов.

В данном случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не желает пользоваться методиками расчета нормативов образования отходов, приведенных в приказе N 703, только они сами могут принять для себя решение об использовании утвержденных администрациями городов нормативов образования отходов и больше никто. Поэтому если юридическое лицо согласно с данными нормативами образования отходов, оно может применять их. При этом организации, которые ежеквартально в соответствии с приказом N 182 оказывают услуги по расчету платы индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам практически ежеквартально при расчете платы производят расчет объемов образования отходов, т.е. фактически по приказу N 703 проводят заполнение декларации, не доводя заполненную декларацию до фактического оформления т.е получения лимитов на размещение отходов.

Данный расчет платы с расчетом объемов образования отходов (упрощенный (декларативный) проект нормативов образования отходов) передается в Ростехнадзор и практически Ростехнадзор в соответствии с постановлением Правительства N 461 и административным регламентом в соответствии с приказом N 643 должен оформить и выдать лимит на размещение отходов в соответствии с административным регламентом. Т.е. упрощенный (декларируемый) проект ПНООЛР должен содержать сведения о том, сколько образуется отходов, где данные отходы хранятся, с какой периодичностью вывозятся. Иными словами, в соответствии нормативно-правовыми документами должно быть продекларировано, кто вывозит данный вид отходов, должны быть приложены договоры с транспортной организацией, или с полигоном по захоронению, в том числе договоры на демеркуризацию ртутных ламп.

Несмотря на вышеизложенное, индивидуальные предприниматели и юридические лица ежеквартально под видом расчета платы проводят практически разработку упрощенного проекта лимитов размещения отходов, т.е. декларируют объемы образования отходов, а в соответствии с нормативно-правовыми актами при отсутствии утвержденного лимита обязаны платить 5- кратную плату. При этом у многих из них есть оформленные договоры с транспортными организациями пусть даже без передачи права собственности на отходы (ст.4 N 89-ФЗ).

Во многих договорах, заключенных с полигонами или транспортными организациями, отсутствует указание, что к ним переходит право собственности на полученные отходы (ст.4 N 89-ФЗ), поэтому транспортные организации не несут ответственности за принятые отходы, а в связи с высокой стоимостью бензина часто не довозят отходы до полигонов и выбрасывают в ближайшем удобном месте, вследствие чего появляются несанкционированные свалки.

В виду отсутствия четких методических рекомендаций по выполнению нормативно-правовых документов согласованных с Минюстом, в различных статьях появились произвольные, свободные "бытовые" трактовки терминов и определений, установленных требованиями ФЗ, ГОСТами, таких как: размещение отходов, хранение, захоронение, лимиты на размещение отходов, норматив платы за размещение отходов, складирование отходов, а также произвольные трактовки ст.4 N 89-ФЗ, в которых авторы "рекомендуют", в том числе, "складывать" лимит на захоронение с лимитом на хранение, несмотря на то, что хранение и захоронение имеют различную размерность и физический смысл.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июля 2005 г. N 410 "О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344" норматив платы установлен "за размещение отходов производства и потребления" т.е. один и тот же норматив как за хранение, так и за захоронение.

Распространена ошибка, как при разработке ПНООЛР юридическими лицами, так и при выдаче лимитов: при заполнении лимитов на размещение (хранение и захоронение), лимит на хранение складывают с лимитом на захоронение, имеющим совершенно другую размерность и физический смысл.

Различные варианты произвольных трактовок терминов и определений, единиц измерений юридическими и должностными лицами, выдающими лимиты в соответствии с правилами установленными в ФЗ, постановлениях Правительства, обусловлены, как указывалось выше:

  • во-первых, отсутствием в приказе N 703 методических указаний по заполнению итогового документа ради чего разрабатывался весь ПНООЛР - образец 2.19 "Предложения по лимитам на размещение отходов";
  • во-вторых, отсутствием в приказе N 643 методических указаний по заполнению приложения к документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, приведенном в Приложении 3 "Образец документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

Нормативно-правовыми документами в области обращения с опасными отходами, а также Федеральным законом РФ от 26 июня 2008 года ФЗ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", введены жесткие требования по обеспечению единства измерений и ответственности как юридических, так и должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Подводя итоги, делаем вывод: приказ N 182 по отношению к приказу N 204 имеет более правильную и более логичную форму представления лимитов в вертикальной графе 6 и более логичное оформление результатов расчетов платы за размещение отходов. Однако, если по воздуху и воде расчет платы упростили, то расчет платы за размещение отходов в приказе N 182 (по отношению к приказу N 204) значительно усложнен с введением непонятно для чего ежеквартального баланса по движению отходов.

Расчет платы за размещение отходов производства и потребления в соответствии с приказами N 182, N 204: теория и практика

В условиях, когда большая часть расчетов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами предоставляется на бумажных носителях, а немногочисленные сотрудники Ростехнадзоров, ответственные за администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду, не только не в состоянии проверить сам расчет, но и занести итоговые цифры расчета в программы администрирования поступления платежей; в условиях, когда Казначейство ежегодно меняет форматы выгрузки информации из расчетных документов, форматы выписки из сводного реестра поступлений и выбытий, форматы ведомости учета внебанковских операций,- для юридических лиц и администраторов платы в Ростехнадзорах элементарно простой расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (в том числе расчет платы за размещение отходов производства и потребления в соответствии с приказами N 204 и N 182), доведен по сложности, соизмеримой с решением задач по квантовой механике.

При этом когда на бумажном носителе в соответствии с формой расчета, приведенной в приказе N 182, расчет проводится с детализацией, вплоть до ежеквартального баланса движения отходов, а в платежных поручениях сумма платы указывается одной цифрой без разбивки по средам, становится бессмысленной информацией та детализация расчета, которая приведена в приказе N 182. При этом бессмысленным становится ежеквартальное составление при расчете платы баланса движения отходов. Это имело бы смысл, если бы все юридические лица и индивидуальные предприниматели сдавали расчет платы в XML формате в соответствии с приказом N 204, как это было предусмотрено вначале. В этом случае при сдаче ежегодного отчета 2-тп (отходы), 2-тп (воздух), 2-тп (водхоз) можно было проверить соответствие данных приведенных в расчетах платы. Как указывалось выше, в соответствии с приказом N 182 изменены формы предоставления расчета платы, в том числе изменена форма расчета платы Раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления" (далее – Раздел 4), а именно: "В столбце 7 указывается фактическая масса отходов, которые размещены собственником с начала года нарастающим итогом в пределах установленного лимита. ( В соответствии с приказом N 182 в расчете не участвует.). В столбце 8 указывается фактическая масса отходов, которые размещены собственником с начала года нарастающим итогом сверх установленного лимита. (В соответствии с Приказом N 182 в расчете не участвует)".

Рассмотрим принципы заполнения столбца 7, столбца 8 Раздела 4.

Отметим, что приказ №182 зарегистрирован в Минюсте РФ 5 мая 2008 г. N 11626, опубликован, вступил в силу и носит статус нормативно-правового документа, следовательно, любые комментарии, изменения к данному документу должны пройти через Минюст.

В связи с тем, что юридическое лицо предоставляет расчет платы 4 раза в год, ежеквартально подписывая расчет платы, и в каждом документе указывает в соответствии с приказом N 182 в графах 15, 16, 17 Раздела 4 соответствующие данные, то оперировать данными с последующей суммацией для заполнения других граф можно только на основании приведенных данных, указанных в графах 15,16, 17 Раздела 4 в каждом из 4 (четырех) квартальных расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые юридическое лицо ежеквартально подписывает и представляет в Ростехнадзор в течение календарного года.

Например, если юридическое лицо провело расчет платы в 1 квартале и у него на промплощадке образовалось, хранилось на объектах размещения (местах хранения) 1 т. отхода (например, лимит на хранение 5т), а в конце отчетного квартала отходы не были переданы, использованы, обезврежены, захоронены на объектах размещения в 1 квартале и перешли на 2 квартал, а во 2 квартале образовалось 4 тонны данного вида отхода и снова образованные отходы в отчетном периоде не были переданы, использованы, обезврежены, захоронены на объектах размещения, то в соответствии с формой расчета при заполнении граф 15, 16, 17 Раздела 4 Приказа N 182 где указано, что "п. 17. В столбце 15 указывается фактическая масса отходов, размещенных в отчетный период (в том числе количество отходов, помещенных на временное хранение, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение 3-х лет), за исключением массы отходов, размещаемых на собственных объектах размещения отходов до передачи на конечное размещение в течение отчетного периода (при наличии копии соответствующего договора с организацией)" на промплощадке хранилось 1 + 4 = 5 т. отхода конкретного вида.

Пояснение "при наличии копии соответствующего договора с организацией", приведенное в приказе N 182, очевидно, подразумевает следующую информацию:

1) отход который образовался или хранится на объекте размещения (объектах хранения) юридического лица в отчетном квартале был передан в этом квартале по договору организации в соответствии со ст.4 N ФЗ-89

2) организация которой были переданы отходы на конец отчетного периода не успела вывезти данные отходы с объекта негативного воздействия юридического лица и при этом отходы уже не принадлежат юридическому лицу у которого они образовались, а являются собственностью другой организации

3) эти отходы вычитаются из общего количества отходов хранящихся на конец отчетного периода у юридического лица, а договор является неким гарантийным письмом по которому организация, которой по ст.4 N ФЗ-89 был передан отход должна вывезти данный отход в следующем квартале.

Данный документ расчета платы за 2 квартал юридическое лицо заполняет в соответствии с Приказом N 182, и заполняя графы 15, 16, где в графе 15 указывает 5 т., в графе 16 указывает 5 т. в графе 17 указывает 0 т., то в графе 7 при расчете платы за 2 квартал должно указать согласно Приказом N 182 -6 т.: 1 т. + 5 т. = 6 т. (в 1 квартале в графах 15, 16 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду была указана 1т.; во 2 квартале в графе 15, 16 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду было указано 5 т.).

При этом, в соответствии с п.18. приказа N 182 где указано, что "В столбце 16 указывается фактическая масса отходов, размещенных (хранение, захоронение) в пределах установленных лимитов в отчетный период (в том числе количество отходов, помещенных на временное хранение, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение 3-х лет), за исключением массы отходов, размещаемых на собственных объектах размещения отходов до передачи на конечное размещение в течение отчетного периода (при наличии копии соответствующего договора с организацией). В п.19. приказа N 182 указано, что "В столбце 17 указывается фактическая масса отходов, размещенных сверх установленных лимитов в отчетный период (в том числе количество отходов, помещенных на временное хранение, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение 3-х лет), за исключением массы отходов, размещаемых на собственных объектах размещения отходов до передачи на конечное размещение в течение отчетного периода (при наличии копии соответствующего договора с организацией)".

Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, данные, указанные в столбце 16 в 1 квартале и во 2 квартале при заполнении графы 7 складываются и получается, что собственником размещены с начала года нарастающим итогом в пределах установленного лимита 6 т. Аналогично, вышеизложенному заполняется графа 8 при размещении отходов сверх лимита с учетом заполнения столбца 17.

В соответствии с вышеизложенным ни в Приказе N 182, ни в приказе N 204 нет указания на то, что отходы которые, например, хранились в 1 квартале текущего года и не были переданы, использованы, обезврежены, захоронены на объектах размещения не учитывать в балансе во 2 квартале при заполнении граф 15, 16, 17 форм расчета платы Приказа N 182 как во 2 квартале, так и в последующих кварталах в течение календарного года. Также нет указаний по заполнению граф 7, 8. При этом обращаем ваше внимание на то, что в соответствии с приказом N 182 графа 7, 8 в расчетах не участвует.

Пример расчета платы за размещение отходов производства и потребления, например, за 1 квартал 2008 г. и заполнения "Раздел 4. Размещение отходов производства и потребления" с использованием программного комплекса "Русь" приведен ниже.

Расчет платы за размещение отходов производства и потребления.

Пакет прикладных программ в области экологической, промышленной безопасности "Русь", ГИАС "Экобезопасность": теория и практика

Программный модуль "Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду" Программного комплекса "Русь" реализует всю методологию приказов N 182, N 204 и позволяет пользователю выполнить расчет платы без особых затруднений.

Пример расчета платы, например, за 1 квартал 2008 г. и заполнения "Раздел 4. Размещение отходов производства и потребления" с использованием программного комплекса "Русь":

Наименование отхода по исходным сведениям: Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

Наименование отхода по ФККО: Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)), Код по ФККО 9120040001004.

Лимит №123 на размещение действует с 01.01.2008 г. (В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от от 20 сентября 2007 г. N 643 "Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов")

Лимит:

  • 1000 т/год Годовой норматив образования
  • 10 т/год Передача отходов на размещение (Захоронения на общегородских объектах размещения. При условии, что действие лимита начинает действовать с 01.01.2008 г )
    Примечание: Если начало действия лимита на захоронение начинается не с начала первого календарного года, то лимит на передачу (захоронение) определяется в соответствие с рис. 1, рис.2 по формуле - Л2 – лимит на захоронение от начала действия лимита (А) до конца первого календарного года действия лимита на захоронение (графа 8, 16 Приложения 3 приказа N 643), т;

  • 20 т/год Размещение отходов на собственных объектах размещения (Захоронения на собственных объектах размещения). При условии, что действие лимита начинает действовать с 01.01.2008 г)
    Примечание: Если начало действия лимита на захоронение начинается не с начала первого календарного года, то лимит на размещение отходов на собственных объектах размещения (Захоронения на собственных объектах размещения) определяется в соответствие с рис. 1, рис.2 по формуле - Л2 – лимит на захоронение от начала действия лимита (А) до конца первого календарного года действия лимита на захоронение (графа 8, 16 Приложения 3 приказа N 643), т;

  • 30 т Размещение отходов на собственных объектах размещения (Хранение на собственных объектах размещения (суммарная величина хранения отходов на промплощадке по местам хранения, имеющих соответствующие инвентарные номера))
  • 40 т Передача отходов на размещение (Хранение на общегородских объектах размещения (суммарная величина по объектам размещения)

Допустим, на начало периода т.е. на 01.01.2008 г.
  • 1000 т. на объектах размещения хранится
  • 100 т. за 1 квартал 2008 г. образовалось
  • 200 т. в 1 квартале 2008 г. поступило с передачей права собственности
  • 1000+100+200=1300 т. в отчетном периоде находилось на хранении
  • 100 т. захоронено в 1 квартале 2008 г. на общегородских полигонах
    (Имеется договор (в ПНООЛР) о конечном размещении отходов с полигоном без перехода права собственности полигону.)
    Применен коэффициент 1

  • 200 т. захоронено в 1 квартале 2008 г. на собственных полигонах
    Применен коэффициент 0,3

  • 300 т. использовано в 1 квартале 2008 г.
  • 400 т. обезврежено в 1 квартале 2008 г.
  • 100 т. передано с переходом права собственности в соответствии с ст.4 N 89-ФЗ
  • 100 т. хранится на собственных объектах размещения
  • 100 т. хранится на общегородских объектах размещения
  • 100 т. использовано из хранившихся на собственных объектах размещения в течении 3-х лет
  • 100 т. итого на конец 1 квартала 2008 г. хранится

Распечатка "Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия Раздел 4. Размещение отходов производства и потребления" из ПП "Русь".

Пример расчета платы, полученный из программного комплекса "Русь", приведен для ситуации, когда в отчетном периоде действует только один лимит.

ПК "Русь" позволяет производить расчет платы, если в отчетном периоде действует несколько лимитов, в том числе может присутствовать период, когда отсутствуют лимиты. Также обращаем Ваше внимание на то, что в программе реализован расчет платы для условий, если один и тот же отход размещен в разных ОКАТО, как по месту нахождения объекта негативного воздействия, так и на другом ОКАТО по месту нахождения полигона где размещается образовавшийся у юридического лица отход.

Кроме того, программный комплекс "Русь" позволяет реализовать автоматический расчет платы, когда в отчетном периоде действует несколько лимитов, учесть все вышеизложенные аспекты, произвести выгрузку файла расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду в XML формате, утвержденном приказом N 204 и опубликованным на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по адресу: http://www.gosnadzor.ru/.

Данный XML формат был написан предприятием НПП "Авиаинструмент" с целью упрощения расчета платы, открытости формата приема-передачи информации в соответствии с международными стандартами и предназначен для загрузки в любые программы администрирования платы, в том числе в блок "Администрирование платы" ГИАС "Экобезопасность".

Данный формат предназначен для реализации возможности межмашинного обмена, для резкого сокращения затрат времени и сил юридических лиц по декларированию платы, в том числе для предприятий имеющих сложную вложенную производственную структуру, с наличием подразделений (филиалов) как в разных районах субъекта РФ, так и в различных субъектах РФ, резкого снижения затрат администраторов платы по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Данный файл в XML формате можно автоматически сформировать, например, в программном модуле расчета платы программного комплекса "Русь" для любого юридического лица имеющего вложенную (сложно структурированную) производственную структуру и передать в блок "Администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду" программного комплекса ГИАС "Экобезопасность".

В обновления ГИАС "Экобезопасность" с версии 2.2.16 и ПП "Русь" с версии 4.2.16, мы вынуждены ввести проверку правильности заполнения форм, утвержденных приказом N 182 (всех столбцов начиная со столбца 6 по столбец 27 как по хранению, так и захоронению отходов, включая возможность проверить расчет платы и в соответствии с расчетом по приказу N 204), также в учитывать льготы по каждому отходу.

При этом результаты расчета как по приказу N 204, так и по приказу N 182 идентичны, меняется только форма представления результатов расчета.

Также для облегчения работы юридических лиц по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду на нашем сайте www.аieco.ru заменена бесплатная версия программ расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, реализующая приказ N 182 и позволяющая производить выгрузку в XML формате расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденном приказом N 204 и опубликованным на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по адресу: http://www.gosnadzor.ru/.

Дополнительно в ПП "Русь" с версии 4.2.16 включена возможность расчета платы за ливневые стоки (Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, - М., 1998).

В рамках сопровождения ГИАС "Экобезопасность" и ПП "Русь" разработана программа по формированию проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ПНООЛР, включая "Технический отчет о неизменности технологических процессов" в соответствии с "Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (приказ N 703), с автоматическим формированием из программного модуля ПНООЛР материалов обоснования на получение лицензии уже с учетом ст.33 Федерального закона от 30 .12.2008 года N 313-ФЗ.

В блоке "Отходы производства и потребления" ПП "Русь" с версии 4.2.15 оптимизирован раздел программы "Формирование ПНООЛР": в частности, изменения произошли в файлах "Характеристика мест временного хранения", "Схема операционного движения", "Предложения по лимитам размещения отходов". Помощь откорректирована в соответствии с произведенными изменениями, в том числе уже с учетом ст.33 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ.

Внесены изменения в "Технический отчет по обращению с опасными отходами": изъята информация, которая не используется при формировании "Технического отчета"; однако методика заполнения программы осталась прежней в соответствии с логикой разработки ПНООЛР, как с приказом N 703, так и с логикой утратившего силу приказа МПР от 11.03.2002 N 115.

При этом данные из ПНООЛР автоматически переносятся в отчетный год ПП "Русь" с версии 4.2.15 с последующей возможностью корректировки данных в текущем режиме времени движения отходов и получения из текущих данных по обращению отходов в конце отчетного квартала автоматически расчета платы в соответствии с приказом N 182 в ХМL формате для передачи-приема в службу администрирования платы Ростехнадзора в программный модуль "Администрирование платы" ГИАС "Экобезопасность" или другие программы.

Также введено автоматическое получение из текущих данных в области обращения с опасными отходами в конце отчетного года технического отчета о неизменности технологических процессов, в конце календарного года 2-тп (отходы), независимо от количества промплощадок и структурной вложенности юридического лица.

Аналогичная возможность автоматического формирования тома ПДВ, НДС и переноса данных из проектов ПДВ, НДС в блок "Атмосферный воздух" и блок "Водопотребление и водоотведение" введена в ПП "Русь" в отчетный год; автоматического формирования расчета платы за отчетный квартал, 2-тп (воздух), 2-тп (водхоз), переноса данных в следующий отчетный год, ведения ПОД-1,2,3,11,12,13 и других отчетных форм.

Для постановки на информационно-технологическое сопровождение программных продуктов ПНООЛР и технического отчета о неизменности технологических процессов в соответствии приказом N 703, расчета платы в соответствии с приказом N 182 и других программ юридические лица и индивидуальные предприниматели могут зайти на наш сайт www.аieco.ru и соответственно скачать пример формирования ПНООЛР, расчета платы в соответствии с приказом N 182 и других программ из ПП "Русь".

Обращаем также Ваше внимание на то, что в программе формирование ПНООЛР в разделе "Сервис" присутствует возможность формирования любого содержания ПНООЛР, включая упрощенную (декларативную) форму.

Для удобства просмотра разрешений, действующих за отчетный период, они вынесены на экране на отдельное окно. Введена выгрузка данных по расчету выбросов за стационарные источники по кварталам и за год. При выгрузке данных выгружаются также и разрешения, действующие в данный период. Введена отдельная выгрузка данных передвижными источниками.

В расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты ввод данных и расчет платы может выполняться двумя путями: заполнением данных на окне расчета платы и вызовом функции "Мастер", позволяющей последовательно занести все необходимые данные для расчета платы.

Первый способ предназначен для опытных пользователей и предоставляет широкий диапазон инструментов для занесения и расчета данных.

Второй вариант позволяет занести данные и рассчитать плату неподготовленному в экологическом плане пользователю.

Введена возможность автоматического "равномерного" распределения по кварталам (при необходимости для корректировки полученных значений можно воспользоваться режимом "округление") расчетной массы сброса загрязняющих веществ на период действия разрешения с возможностью корректировки полученных масс по кварталам. Кроме того, введена возможность расчета средней концентрации, исходя из массы сброса и расхода сточных вод при помощи соответствующего режима.

В случае расчета платы для "неорганизованного ливневого сброса" "Расчет по выпуску" в поле "Режим расчета" введена возможность выбора двух видов расчета: "По расчетным массам" и "По фактическим концентрациям".

Введена возможность проведения расчета отчислений по видам бюджетов с учетом ограничения платы от величины прибыли. При этом можно указать те выпуски, на платежи по которым накладывается данное ограничение. Для этого в разделе "Плата за расчетный период по предприятию" введена возможность активации режима "Включить учет ограничения от прибыли" и, заполнив соответствующие поля в данном режиме, произвести расчет автоматически "Плата за выпуск ограничивается процентом от прибыли". Суммы, на которые уменьшается плата за сброс загрязняющих веществ от выпусков с категорией качества воды СК – "Вода сточная, полученная из системы (переданная в систему) коммунального хозяйства", отражаются в строке 060 формы "Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет". Суммы, на которые уменьшается плата за сброс загрязняющих веществ от выпусков с прочими категориями качества воды, отражаются в строке 050 формы "Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет" приказа N 182.

Программа "Русь" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям передается бесплатно либо через центры по ИТС по субъектам РФ, либо при прямом сопровождении. Оплата производится только за годовое информационно-технологическое сопровождение (ИТС) при условии заключения договора. Ознакомиться со стоимостью услуг по ИТС можно на нашем сайте в разделе "Информационно-технологическое сопровождение". Список центров ИТС приведен на сайте www.аieco.ru.

Программы передаются без ограничения рабочих мест, без ключей физической защиты.

Базы данных ПНООЛР и технического отчета о неизменности технологических процессов и другой информации, передаваемые в ХМL форматах в ГИАС "Экобезопасность", могут использоваться для формирования федерального кадастра отходов (ФККО, реестра объектов размещения отходов, технологий) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов".

Дополнительно в ГИАС "Экобезопасность" с версии 2.2.17, "Русь", версии 4.2.17 включены программы промбезопасности, риска, аварий, объектового и территориального мониторинга, а также программный комплекс для ведения Государственного контроля, Государственной экспертизы и другие системные улучшения ГИАС "Экобезопасность". Версия 2.2.17, "Русь" версия 4.2.17 передана Ростехнадзорам по субъектам РФ, департаментам природопользования субъектов РФ, Росприроднадзорам по субъектам РФ, юридическим лицам стоящим на информационно-технологическом сопровождении (ИТС).

Для оптимизации процедуры обновлений "Русь" и ГИАС "Экобезопасность" через Интернет в программах "Русь" и ГИАС "Экобезопасность" активированы все ссылки на наш сайт и электронный адрес. Поэтому все юридические лица, имеющие доступ в Интернет, могут заходить на сайт www.аieco.ru не выходя из программы "Русь" и ГИАС "Экобезопасность" и скачивать все обновления.

Скачанные обновления ложатся на имеющуюся конфигурацию.

Дополнительно на нашем сайте размещен "Центр компетенции", где находятся постоянно добавляемые типовые вопросы и ответы по работе в ГИАС "Экобезопасность" и "Русь", и при необходимости можно найти типовой ответ по заданным вопросам или задать нам любой вопрос.

НОВОСТИ