О ВЫПОЛНЕНИИ ФЗ ОТ 26 ИЮНЯ 2008 ГОДА №102-ФЗ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ", ПРИКАЗА РОСТЕХНАДЗОРА ОТ 27.03.2008 Г. №182, ФЗ ОТ 24 ИЮНЯ 1998 ГОДА №89-ФЗ "ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ".
ГИАС "ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ", ВЕРСИЯ 2.2.17, "РУСЬ", ВЕРСИЯ 4.2.17

Опубликован и вступил силу приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.03.2008 N 182 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года №204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".

20 сентября 2007г. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №643 был утвержден "Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов". В приложении 3 к данному приказу приведена форма "Образец документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", а также "Приложение к Документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выданному "__"_______200_ г., рег. № ". Данная форма идентична аналогичной форме, приведенной в приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007г. №703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

При этом в приказах №703 и №643 отсутствуют рекомендации по заполнению данных форм. В связи с отсутствием рекомендаций по заполнению приведенных форм стало возможным произвольное толкование данных документов каждым должностным лицом и каждым природопользователем (нормировщиками УТЭНов, юридическими лицами, - в каждом субъекте РФ по-своему).

Как следует из документа, приведенного в Приложении 3 к приказу от 19 октября 2007 г. N 703 (Образец 2.19 Предложения по лимитам на размещение отходов) в графе 5 указывается "Годовой норматив образования отхода на 20__ - 20__ годы, тонн в год". Обращаем Ваше внимание, что для годового норматива образования отхода устанавливается следующая единица измерения:тонн в год. При этом годовой лимит на размещение отхода (т) не может превышать годовой норматив образования. В приказе используются новые термины при обращении с отходами, которые не имеют пояснений, и следовательно, "отданы" пользователям для "собственного" и по "понятиям" трактования - "Передача отходов на размещение", "Размещение отходов на собственных объектах размещения", "Инвентарный номер объекта размещения".

Очевидно, под термином "передача отходов на размещение", авторы данных приказов от 19 октября 2007 г. N 703, 20 сентября 2007 г №643 имели ввиду размещение отходов (хранение, захоронение, ст.1 N 89-ФЗ) отходов на общегородских, муниципальных, иных объектах размещения (хранения, захоронения, ст.1 N 89-ФЗ ) не принадлежащих данному юридическому лицу.

В тоже время, термин "Размещение отходов на собственных объектах размещения", включает, очевидно, в соответствии с приказом от 19 октября 2007 г. N 703 объекты размещения (хранения, захоронения ст.1 N 89-ФЗ) информацию, которую юридические лица при разработке ПНООЛР приводят в таблицах в соответствии с образцами "Образец 2.14 Характеристика объектов хранения отходов сроком до 3 лет. Обоснование предельного количества накопления отходов, Образец 2.15 Характеристика объекта размещения отходов".

Таким образом, лимит на размещение отходов выдается в соответствии с приказом от 20 сентября 2007 г №643 по каждому отходу в горизонтальной строке, включая лимит на места хранения (№89-ФЗ, СанПиН 2.1.7.1322-03, Постановление Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (с изменениями от 14 декабря 2006 г., 29 августа 2007 г.)).

При этом, как следует из форм, приведенных в приказах, в графах 17- 21 "в том числе по годам" указывается количество отходов, которое можно захоронить. Обращаем Ваше внимание, что если лимит на захоронение (размещение) выдается в течение календарного года, то в графе 17 указывается только та часть, которую разрешается захоронить, пропорциональную количеству оставшихся до конца календарного года дням. Второй, третий, четвертый, пятый год в графах 18,19,20,21 указывается полное количество разрешенных для захоронения отходов, как на общегородских, так и на собственных объектах. Учет части отходов, которая пропорциональна количеству отходов с начала первого года до момента выдачи лимитов с частью отходов до конца первого года дает целый год. (Аналогично, в Приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 июля 2006 г. N 675 "Об утверждении Инструкции об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты)" пять кварталов в году.

Аналогично, в Приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 февраля 2007 года N 56 "Об утверждении формы разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" пять кварталов в году (Разрешенный выброс вредного (загрязняющего) вещества в пределах установленных ВСВ).

В соответствии с рекомендациями, указанными в приказе от 27.03.2008 N 182
"Пункты 9 - 11 Порядка заполнения Раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления" изложить в следующей редакции:
"9. В столбце 6 указывается установленный лимит на размещение отходов (размещенных на собственных объектах размещения отходов, переданных для размещения)". Лимит на размещение должен быть указан только в вертикальной графе.

Повторно обращаем Ваше внимание на то, что если в соответствии с утвержденной формой по установлению лимитов на размещение отходов приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 сентября 2007 г. №643, лимит выдается как на "Передача отходов на размещение" (хранение, захоронение на общегородских и других объектах размещения отходов), так и на "Размещение отходов на собственных объектах размещения" (хранение, захоронение на собственных объектах размещения) по каждому виду отхода и расположен в горизонтальной строке, в том числе вплоть до объектов размещения (мест хранения) с указанием их инвентарных номеров, то в приказе Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182 данный лимит расположен в графе 6 "Установленный лимит на размещение отходов" вертикально. Т.е. графы 8-21 горизонтальной строки в соответствии формой утвержденной приказом Ростехнадзора от 20 сентября 2007 г. №643 расположены в вертикальной графе 6 формы утвержденной приказом Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182.

Поэтому в графе 6 вертикально должны быть указаны:

  • лимит на захоронение на общегородских и других объектах размещения отходов, не принадлежащих юридическому лицу (т/год),
  • лимит на хранение на общегородских и других объектах размещения отходов, не принадлежащих юридическому лицу (т),
  • лимит на захоронение на собственных объектах размещения отходов принадлежащих юридическому лицу (т/год),
  • лимит на хранение на собственных объектах размещения отходов принадлежащих юридическому лицу (т).

При этом следует иметь в виду, что если лимит на захоронение имеет накопительную систему в течение календарного года и может полностью быть использован юридическим лицом в любое текущее время в течение календарного года с момента начала действия лимита, с последующим сверхлимитным захоронением (лимит на захоронение не может превышать годового объема образования отходов), то лимит на хранение по промплощадке (объекту негативного воздействия) имеет статическую (постоянную) величину и выдается на каждый объект размещения (хранения) в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03. Т.е., если просуммировать в любой момент времени величину установленного лимита на хранение по каждому виду отхода в тоннах (т) по каждому месту хранения (объекту размещения), имеющих соответствующие инвентарные номера в соответствии с формой по установлению лимитов на размещение отходов утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 сентября 2007 г. №643 - это и будет лимит на хранение.

При этом:

  • В данном случае лимит на хранение имеет одну размерность - это тонны (т) (временная размерность отсутствует).
  • Периодичность вывоза хранящихся отходов в данном случае при установлении лимита на хранение не имеет значения.
  • Периодичность вывоза с каждого места хранения декларируется юридическим лицом в ПНООЛР.
  • Суммарный лимит по всем местам хранения в любой момент времени в тоннах – это лимит на хранение на промплощадке (что соответствует графе 14 "Хранение на промплощадке" который указывался в таблице 1.18 приказа №115 от 11.03.2002 г.). В данном случае, периодичность вывоза отходов, которая может иметь любую временную размерность по каждому месту хранения, не имеет значения.

При этом, еще раз обращаем Ваше внимание, что лимит на хранение это "мгновенная" величина, т.е. "хранение в пределах лимита" - в любой момент времени суммарная величина хранящихся отходов на промплощадке не превышает установленную величину (с учетом не превышения установленных лимитов по каждому месту хранения). Если суммарное количество хранящихся в любой момент времени в местах хранения (объектах размещения) на промплощадке (объекте негативного воздействия) выше установленной величины – это хранение сверхлимита, не важно когда данный отход был положен на хранение ("складирование" СанПиН 2.1.7.1322-03) и хранится до 3-х лет или больше 3-х лет.

Кроме того, следует иметь в виду, что при разработке ПНООЛР юридическое лицо декларирует объемы образования отходов в году - т/год, а лимит может быть выдан в любое время в году по мере сдачи ПНООЛР в УТЭН. Поэтому лимит, выдаваемый должностными лицами УТЭНа в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 сентября 2007 г. №643, должен быть выдан только на ту часть объемов образования отходов, которая соответствует пропорционально оставшейся части до конца текущего календарного года, аналогично выдаче разрешений на выбросы ЗВ в атмосферный воздух, сбросы ЗВ. При этом с момента начала действия лимита начинает действовать "отчетный" год и который заканчивается в следующем году в это же время. В соответствии с п.11 постановления Правительства №461 "Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.

При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации".

В соответствии с Постановлением Правительства №461 все природопользователи должны иметь установленный лимит на размещение отходов производства и потребления.

Однако, во многих субъектах РФ нашло практику применение двойного стандарта – требование от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при проведении расчета платы на основании утвержденных администрациями городов (данные нормы образования отходов не согласованы с администраторами платы т.е. с Ростехнадзором) нормативов образования отходов. В данном случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не желает пользоваться методиками расчета нормативов образования отходов, приведенных в приказе от 19 октября 2007 г. N 703, только они могут принять для себя утвержденные администрациями городов нормативы образования отходов и больше никто. Поэтому если юридическое лицо согласно с данными нормативами образования отходов, оно может применять их. При этом организации, которые оказывают "услуги" индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам и проводят при расчете платы расчет объемов образования отходов, фактически проводят разработку упрощенного проекта нормативов образования отходов (ПНООЛР) в соответствии с приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703 п.32, не доводя его до фактического оформления.

Данный расчет платы с расчетом объемов образования отходов (упрощенный проект нормативов образования отходов) передается в УТЭН; и практически УТЭН в соответствии с постановлением Правительства №461 должен оформить и выдать лимит на размещение отходов в соответствии с административным регламентом. Т.е. упрощенный (декларируемый) проект ПНООЛР должен содержать сведения о том, сколько образуется отходов, где данные отходы хранятся, с какой периодичностью вывозятся. Иными словами, в соответствии нормативно-правовыми документами должно быть продекларировано, кто вывозит данный вид отходов, должны быть приложены договора с транспортной организацией, или с полигоном по захоронению, в том числе договора на демеркуризацию ртутных ламп.

Однако, по причине нормативно-правовой безграмотности индивидуальные предприниматели и юридические лица ежеквартально под видом расчета платы проводят практически разработку упрощенного проекта лимитов размещения отходов, а в отсутствии в утвержденного лимита платят 5 кратную плату! При этом у многих из них есть оформленные договоры с транспортными организациями без передачи права собственности на отходы (с.4 89-ФЗ). Также в договорах, заключенных с полигонами или транспортными организациями, отсутствует указание, что к ним переходит право собственности на полученные отходы, поэтому транспортные организации не несут ответственности за принятые отходы, а в связи с высокой стоимостью бензина не довозят данный вид отхода до полигонов, и часто случается, что отходы не довозятся до полигонов, а выбрасываются в ближайшем удобном месите, следовательно, во многих местах появляются несанкционированные свалки.

В виду отсутствия четких методических рекомендаций по выполнению нормативно-правовых документов согласованных с Минюстом, вместо того чтобы исправить допущенную грубую техническую ошибку при подготовке приказов и методических рекомендаций с добавлением необходимых пояснений в документы Минюста или временно приостановить их действие, в различных статьях, опубликованных должностными лицами ответственными за контроль начисления и поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду, появились произвольные, свободные "бытовые" трактовки терминов и определений, установленных требованиями ФЗ, ГОСТ, таких как: размещение отходов, хранение, захоронение, лимиты на размещение отходов, норматив платы за размещение отходов, складирование отходов, а также произвольные трактовки ст.4 ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ).

Данные комментарии и рекомендации предназначены как для юридических лиц, так и для должностных лиц органов Ростехнадзора по субъектам РФ по выполнению приказа от 27.03.2008 г. N 182.

Вместо того чтобы произвести изменение допущенной грубой технической ошибки, в открытой печати публикуются статьи, написанные как должностными лицами Ростехнадзора РФ, готовившими приказ от 27.03.2008 г. N 182, так и различными авторами с использованием "бытовых" произвольных трактовок терминов и определений, установленных Федеральными законами, постановлениями Правительства, ГОСТами, в которых авторы "рекомендуют", в том числе, "складывать" лимит на захоронение с лимитом на хранение, не смотря на то, что эти величины имеют различную размерность и физический смысл.

В соответствии с (ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ) размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июля 2005 г. N 410 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 норматив платы установлен "за размещение отходов производства и потребления" т.е. один и тот же как за хранение, так за захоронение.

В связи с распространенной ошибкой, как при разработке ПНООЛР юридическими лицами, так и УТЭНами при выдаче лимитов, при заполнении лимитов на размещение (хранение и захоронение), лимит на хранение складывают с лимитом на захоронение, имеющим совершенно другую размерность и физический смысл. В обновлении ГИАС "Экобезопасность" версия 2.2.16 и ПП "Русь" версия 4.2.16 введена проверка, исключающая подобные варианты, а также проведение заполнения форм, утвержденных приказом Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182 всех столбцов начиная со столбца 6 по столбец 27 как по хранению, так и захоронению отходов.

Различные варианты произвольных трактовок терминов и определений, единиц измерений юридическими и должностными лицами УТЭНов, установленных в ФЗ, постановлениях Правительства, обусловлены, как указывалось выше:

  • во-первых, отсутствием в Приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 г. N 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение "методических указаний по заполнению итогового документа - образец 2.19 "Предложения по лимитам на размещение отходов";
  • во-вторых, отсутствием в Приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 сентября 2007 г. №643 "Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов" методических указаний по заполнению приложения к документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, приведенном в Приложении 3 "Образец документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

Нормативно-правовыми документами в области обращения с опасными отходами, а также ФЗ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", подписанным Президентом Российской Федерации Д.Медведевым от 26 июня 2008 года, введены жесткие требования по обеспечению единства измерений и ответственности как юридических, так и должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Так в ФЗ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" указано:

"Статья 6. Требования к единицам величин

1. В Российской Федерации применяются единицы величин Международной системы единиц, принятые Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованные к применению Международной организацией законодательной метрологии. Правительством Российской Федерации могут быть допущены к применению в Российской Федерации наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин. Наименования единиц величин, допускаемых к применению в Российской Федерации, их обозначения, правила написания, а также правила их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации"

"Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений

Статья 23. Ответственность юридических лиц, их руководителей и работников, индивидуальных предпринимателей

Юридические лица, их руководители и работники, индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, необоснованно препятствующие осуществлению государственного метрологического надзора и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Ответственность должностных лиц

1. За нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и подведомственных им организаций несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц не приостанавливает исполнения их предписаний, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации".

Не принимая во внимание требования ФЗ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", а также, упуская из виду, и что лимит на захоронение и лимит на хранение имеют различную физическую сущность и размерность и сложение лимита на захоронение и лимита на хранение недопустимо, в журнале "Российский налоговый курьер" №13-14, 2008 г. Ж.И.Новикова, советник государственной службы РФ 3-го ранга в статье "Новый расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду" указывает, что при заполнении раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления" - "Теперь установленный лимит на размещение отходов нужно отражать общей суммой. Ранее лимиты на захоронение и хранение отходов расписывались в отдельных графах".

Аналогично, в журнале Экология производства" №8 август 2008 стр.20-25 в статье "Экологические платежи: что изменилось" Ж.И.Новикова снова указывает те же самые технические ошибки, когда складывается лимит на хранение с лимитом на захоронение. Так, например, в примере по расчету платы по размещению отходов производства и потребления в п/п 6 "Мусор от быт. помещений орган. несорт." в графе 6 "Установленный лимит на размещение отходов" указано 8 т. Лимит на что? Судя по всему на то и другое т.е. 8 т на хранение и 8 т. на захоронение.

При этом в графе 8 "Образование за отчетный период" указано 4 т., в графе 14 "Передано другим организациям для размещения (при наличии договора о конечном размещении отходов" указано 4 т., в графе27 "Сумма платы, всего, руб." - 0,0.

Таким образом, в соответствии с приведенным примером расчета платы - 4 т. отхода "Мусор от быт. помещений орган. несорт.", образовались и сразу "переместились" виртуально не хранясь в графу "Передано другим организациям для размещения (при наличии договора о конечном размещении отходов".

В соответствии с приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703:

п.23 при разработке ПНООЛР "в приложении к ПНООЛР приводятся копии договоров, реквизиты которых указаны в таблице 2.12.".

п.25. Раздел ПНООЛР "Характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов".

Хранение отходов сроком до 3 лет - хранение отходов с последующей передачей на использование, обезвреживание, размещение в течение срока не более 3 лет, определенного с учетом: санитарно-гигиенических, противопожарных и иных требований, норм, правил; времени формирования партии отходов для использования или обезвреживания; времени формирования транспортной партии отходов.

Если хозяйствующий субъект осуществляет образование, сбор отходов и хранение их в течение не более 3 лет с последующей передачей на использование, обезвреживание, размещение, то в данном разделе ПНООЛР приводятся обоснования предельного количества накопления отходов (совокупного количества отходов определенного вида, хранящихся единовременно на однотипных объектах хранения сроком до 3 лет, при условии обеспечения уровня воздействия на окружающую среду в допустимых пределах).

При обосновании предельного количества накопления отходов на объектах хранения отходов сроком до 3 лет хозяйствующие субъекты должны:

  • для каждого вида размещаемого отхода сформулировать причину хранения: формирование транспортной партии, формирование партии для использования или обезвреживания, снижение класса опасности отходов, выделение ресурсной составляющей и т.д.;
  • для каждого вида отхода обосновать срок хранения и величину предельного количества накопления;
  • для опасных отходов, содержащих вещества 1 - 2 классов опасности и имеющих такие опасные свойства, как пожароопасность, взрывоопасность, рассмотреть необходимость введения ограничений по величине предельного количества накопления отходов на основании действующих нормативных документов по обеспечению безопасности хранения веществ и материалов;
  • для каждого объекта хранения или для группы однотипных объектов рассмотреть на соответствие действующим нормам и правилам способ хранения отходов, имеющееся обустройство объектов, используемую для размещения тару.

Сведения об объектах хранения отходов, относящихся к таким типам, как открытая площадка, крытая площадка, помещение, стационарная емкость, с указанием предельного количества накопления отходов приводятся в табличном виде в соответствии с образцом 2.14 Приложения 2. Однотипные объекты представляются одной строкой с указанием их количества и общих характеристик по обустройству и способам хранения. При этом в графах 5 и 6 таблицы по образцу 2.14 Приложения 2 представляется их суммарная вместимость.

Сведения об остальных объектах хранения отходов сроком до 3 лет представляются в табличном виде в соответствии с образцом 2.15 Приложения 2. В тексте раздела приводится информация о сроке хранения отходов и обоснование срока хранения и периодичности удаления отходов с этих объектов.

п. 26. Раздел ПНООЛР "Характеристика хранения отходов более 3 лет и захоронения отходов".

Если хозяйствующий субъект имеет отходы, которые не подлежат использованию и обезвреживанию, а требуют хранения сроком более 3 лет или захоронения, то в этом разделе приводятся обоснования величины лимитов на размещение этих отходов.

При обосновании лимитов на размещение отходов на объектах хранения сроком более 3 лет и захоронения, хозяйствующие субъекты должны:

  • обосновать необходимость размещения отходов (отсутствие специализированных предприятий по переработке отходов на данной территории, отсутствие экономически приемлемых технологий переработки отходов и т.д.);
  • для каждого вида отхода обосновать величину запрашиваемого лимита;
  • рассмотреть возможность включения в план природоохранных мероприятий мер по снижению образования отходов, подлежащих размещению, снижению количества отходов, направляемых на размещение.

При размещении отходов на собственных объектах размещения дополнительно следует:

  • рассмотреть на соответствие действующим нормам и правилам применяемый способ размещения отходов, имеющееся обустройство объектов, используемую для размещения тару;
  • рассмотреть возможные факторы негативного воздействия на окружающую среду при размещении отходов на объекте;
  • дать характеристику системы контроля состояния окружающей среды, для действующих объектов по данным мониторинга оценить допустимость воздействия на окружающую среду.

В случае размещения отходов на объектах, находящихся в собственности, владении хозяйствующего субъекта, приводятся сведения об этих объектах в соответствии с образцом 2.15 Приложения 2."

Следовательно, образовавшийся отход, а тем более бытовые отходы не могут сразу после образования дематериализоваться, а должны хотя бы час, день, месяц похраниться в местах хранения (объектах размещения) и для них в соответствии с нормативно-правовыми документами установлен лимит на размещение (хранение, ст.1 N 89-ФЗ).

Так из статьи Ж.И.Новиковой, опубликованной в журнале Экология производства" №8, август 2008, стр.20-25 "Экологические платежи: что изменилось" следует, что если при разработке ПНООЛР прикладываются обязательно договора по размещению образованных отходов на объектах конечного размещения (без передачи права собственности), юридические лица и индивидуальные предприниматели платят в федеральный бюджет, в бюджет субъекта РФ, в местный бюджет 0 рублей 0 копеек! (При передаче права собственности согласно ст.4 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы попадают в схему операционного движения и не учитываются при расчете платы).

При этом, несмотря на вышеизложенное, приказ Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182 по отношению к приказу Ростехнадзора от 5.04.2007 г. №204 имеет более правильную и более логичную форму представления лимитов в графе 6 и оформления результатов расчетов платы за размещение отходов. Однако, если по воздуху и воде расчет упростили, то расчет платы за размещение отходов в приказе Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182 по отношению к приказу Ростехнадзора от 5.04.2007 г. №204 значительно усложнен.

Для пояснения вышесказанного, еще раз приводим термины и определения из нормативно-правовых документов в Приложении 1.

В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. N 182 "О внесении изменений и дополнений в Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года №204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" изменены формы предоставления расчета платы, в том числе изменена форма расчета платы Раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления", а именно:

"В столбце 7 указывается фактическая масса отходов, которые размещены собственником с начала года нарастающим итогом в пределах установленного лимита. (В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. N 182 в расчете не участвует.).

11. В столбце 8 указывается фактическая масса отходов, которые размещены собственником с начала года нарастающим итогом сверх установленного лимита. (В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. N 182 в расчете не участвует)".

В связи с тем, что документ зарегистрирован в Минюсте РФ 5 мая 2008 г. N 11626, опубликован, вступил в силу и носит статус нормативно-правового документа, то любые комментарии, изменения к данному документу должны пройти через Минюст.

В связи с тем, что юридическое лицо предоставляет расчет платы 4 раза в год, подписывая ежеквартально расчет платы, и в каждом документе указывает в соответствии с вышеуказанным приказом соответствующие данные в графах 15, 16, 17, то оперировать данными с последующей суммацией для заполнения других граф можно только на основании приведенных данных, указанных в графах 15,16, 17 в 4 (четырех) квартальных расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые юридическое лицо подписывает и предоставляет в Ростехнадзор в календарном году.

Таким образом, если юридическое лицо провело расчет платы, например, в 1 квартале и у него на промплощадке образовалось, хранилось в объектах размещения (местах хранения) 1 т. отхода (например, лимит на хранение 5т/месяц), а в конце отчетного квартала не были переданы, использованы, обезврежены, захоронены на собственных объектах размещения в 1 квартале и перешли на 2 квартал, а во 2 квартале образовалось 4 тонны и снова образованные отходы в отчетном периоде не были переданы, использованы, обезврежены, захоронены на собственных объектах размещения, то в соответствии с формой расчета при заполнении граф 15, 16, 17 Приказа Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. N 182 "п. 17. В столбце 15 указывается фактическая масса отходов, размещенных в отчетный период (в том числе количество отходов, помещенных на временное хранение, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение 3-х лет), за исключением массы отходов, размещаемых на собственных объектах размещения отходов до передачи на конечное размещение в течение отчетного периода (при наличии копии соответствующего договора с организацией)" на промплощадке хранилось 1 + 4 = 5 т. отхода конкретного вида.

Данный документ расчета платы за 2 квартал юридическое лицо заполняет в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. N 182, и заполняя графы 15, 16, где в графе 15 указывает 5 т., в графе 16 указывает 5 т. в графе 16 указывает 0 т., то в графе 7 при расчете платы за 2 квартал должно указать согласно Приказом Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. N 182 -6 т.: 1 т. + 5 т. = 6 т. (в 1 квартале в графах 15, 16 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду была указана 1т.; во 2 квартале в графе 15, 16 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду было указано 5 т.).

При этом, в соответствии с п.18. Приказа Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. N 182: " В столбце 16 указывается фактическая масса отходов, размещенных (хранение, захоронение) в пределах установленных лимитов в отчетный период (в том числе количество отходов, помещенных на временное хранение, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение 3-х лет), за исключением массы отходов, размещаемых на собственных объектах размещения отходов до передачи на конечное размещение в течение отчетного периода (при наличии копии соответствующего договора с организацией).

п.19. В столбце 17 указывается фактическая масса отходов, размещенных сверх установленных лимитов в отчетный период (в том числе количество отходов, помещенных на временное хранение, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение 3-х лет), за исключением массы отходов, размещаемых на собственных объектах размещения отходов до передачи на конечное размещение в течение отчетного периода (при наличии копии соответствующего договора с организацией)."

Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, данные, указанные в графе 16 в 1 квартале и во 2 квартале при заполнении графы 7 складываются и получается, что собственником размещены с начала года нарастающим итогом в пределах установленного лимита 6 т. Аналогично, вышеизложенному заполняется графа 8 при размещении отходов сверх лимита.


Пример расчета платы за 1 квартал 2008 г. и заполнения "Раздел 4. Размещение отходов производства и потребления":

Наименование отхода по исходным сведениям: Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

Наименование отхода по ФККО: Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)), Код по ФККО 9120040001004.

Лимит на размещение выдан 01.01.2008 г №123 (В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от от 20 сентября 2007 г. №643 "Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов")

Лимит:

  • 1000 т/год Годовой норматив образования
  • 10 т/год Передача отходов на размещение (Захоронения на общегородских объектах размещения. При условии, что действие лимита начинает действовать с 01.01.2008г)
  • 20 т/год Размещение отходов на собственных объектах размещения (Захоронения на собственных объектах размещения). При условии, что действие лимита начинает действовать с 01.01.2008г)
  • 30 т Размещение отходов на собственных объектах размещения (Хранение на собственных объектах размещения (суммарная величина хранения отходов на промплощадке по местам хранения, имеющих соответствующие инвентарные номера))
  • 40 т Передача отходов на размещение (Хранение на общегородских объектах размещения (суммарная величина по объектам размещения)

На начало периода т.е. на 01.01.2008 г. хранится на объектах размещения -1000 т.
  • 100 т. за 1 квартал 2008 г. образовалось
  • 200 т. в 1 квартале 2008 г. поступило с передачей права собственности
  • 1000+100+200=1300 т. в отчетном периоде находилось на хранении
  • 100 т. захоронено в 1 квартале 2008 г. на общегородских полигонах
    (Имеется договор (в ПНООЛР) о конечном размещении отходов с полигоном без перехода права собственности полигону.)
    Применен коэффициент 1

  • 200 т. захоронено в 1 квартале 2008 г. на собственных полигонах
    Применен коэффициент 0,3

  • 300 т. использовано в 1 квартале 2008 г.
  • 400 т. обезврежено в 1 квартале 2008 г.
  • 100 т. передано с переходом права собственности в соответствии с ст.4 N 89-ФЗ
  • 100 т. хранится на собственных объектах размещения
  • 100 т. хранится на общегородских объектах размещения
  • 100 т. использовано из хранившихся на собственных объектах размещения в течении 3-х лет
  • 100 т. итого на конец 1 квартала 2008 г. хранится

Распечатка "Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия Раздел 4. Размещение отходов производства и потребления" приведена ниже.


Обращаем Ваше внимание на то, что пример расчета платы приведен для ситуации, когда в отчетном периоде действует один лимит. В отчетном периоде может действовать несколько лимитов, в том числе может присутствовать период, когда отсутствуют лимиты. Также обращаем Ваше внимание на то, что один и тот же отход может быть размещен в разных ОКАТО, как по месту нахождения объекта негативного воздействия, так и на другом ОКАТО по месту нахождения полигона.

Программный комплекс "Русь" позволяет учесть вышеизложенное, произвести выгрузку файла расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду в XML формате, утвержденном приказом от 5 апреля 2007 г N 204 и опубликованным на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по адресу: http://www.gosnadzor.ru/.

Данный файл из программного комплекса "Русь" в XML формате загружается в блок "Администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду" программного комплекса ГИАС "Экобезопасность".

Если в Приказ Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. N 182 будут внесены изменения, и зарегистрированы в Минюсте, при котором отходы которые хранились в 1 квартале и не были переданы, использованы, обезврежены, захоронены на собственных объектах размещения не учитывать во 2 квартале при заполнении граф 15, 16, 17 как во 2 квартале, так и в последующих кварталах в течение календаго года, тогда в программу будут внесены изменения. При этом, аналогичные изменения должны быть внесены и при заполнении граф 7, 8. При этом обращаем ваше внимание на то, что графа 7, 8 в расчетах не участвует.

Также для облегчения работы юридических лиц по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду на нашем сайте www.аieco.ru будет заменена бесплатная версия программ расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, реализующая приказ Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182 и позволяющая производить выгрузку в XML формате расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденном приказом от 5 апреля 2007 г N 204 и опубликованным на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по адресу: http://www.gosnadzor.ru/.

Дополнительно в ПП "Русь" версия 4.2.16 включена возможность расчета платы за ливневые стоки (Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, - М., 1998).

Сообщаем также, что в рамках сопровождения ГИАС "Экобезопасность" и ПП "Русь" разработана программа по формированию проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР, включая "Технический отчет о неизменности технологических процессов" в соответствии с "Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (утв. приказом Федеральной службы экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 г. N 703).

В блоке "Отходы производства и потребления" ПП "Русь" версия 4.2.15 и версия 4.2.16 оптимизирован раздел программы "Формирование ПНООЛР": в частности, изменения произошли в п. "Характеристика мест временного хранения", "Схема операционного движения", "Предложения по лимитам размещения отходов". Помощь откорректирована в соответствии с произведенными изменениями. Внесены изменения в "Технический отчет по обращению с опасными отходами": изъята информация, которая не используется при формировании "Технического отчета"; однако методика заполнения программы осталась прежней в соответствии с логикой разработки ПНООЛР, с приказом МПР от 11.03.2002 № 115 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

Поэтому юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также проектным организациям, прежде занимавшимся разработками ПНООЛР, не составит большого труда перейти от приказа МПР №115 к выполнению приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703.

Обращаем Ваше внимание на то, что данные из ПНООЛР автоматически переносятся в отчетный год ПП "Русь" версия 4.2.15, версия 4.2.16 с последующей возможностью корректировки данных в текущем режиме времени и получения из текущих данных в конце отчетного квартала автоматического расчета платы в соответствии с приказом №204 в ХМL формате для передачи-приема в Службу Ростехнадзора.

Также введено автоматическое получение из текущих данных в области обращения с опасными отходами в конце отчетного года технического отчета о неизменности технологических процессов, 2-тп (отходы), независимо от количества промплощадок и структурной вложенности юридического лица.

Аналогичная возможность автоматического формирования тома ПДВ, ПДС и переноса данных из проектов ПДВ, ПДС в блок "Атмосферный воздух" и блок "Водопотребление и водоотведение" введена в ПП "Русь" в отчетный год; автоматического формирования расчета платы за отчетный квартал, 2-тп (воздух), 2-тп (вода), переноса данных в следующий отчетный год, ведения ПОД-1,2,3,11,12,13 и других отчетных форм (более 500).

Для постановки на информационно-технологическое сопровождение программных продуктов ПНООЛР и технического отчета о неизменности технологических процессов в соответствии приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703, расчета платы в соответствии с приказом Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182 и других программ юридические лица и индивидуальные предприниматели могут зайти на наш сайт www.аieco.ru и соответственно скачать пример формирования ПНООЛР, расчета платы в соответствии с приказом Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182 и других программ из ПП "Русь".

Обращаем также Ваше внимание на то, что в программе формирование ПНООЛР в разделе "Сервис" присутствует возможность формирования любого содержания ПНООЛР, включая упрощенную форму.

Программа "Русь" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям передается либо через центры по ИТС по субъектам РФ, либо при прямом сопровождении. Оплата производится за годовое информационно-технологическое сопровождение (ИТС) при условии заключения договора. Ознакомиться со стоимостью услуг по ИТС можно на нашем сайте в разделе "Информационно-технологическое сопровождение". Список центров ИТС приведен на сайте www.аieco.ru.

Данный программный комплекс позволяет осуществлять формирование проекта ПНООЛР и технического отчета о неизменности технологических процессов, как в печатном виде, так и осуществлять выгрузку баз данных проекта ПНООЛР и технического отчета о неизменности технологических процессов и других вопросов в области экологической безопасности, формировать выгрузки информации в ХМL формате для передачи-приема в органы управления в области охраны окружающей среды (ГИАС "Экобезопасность" от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

При этом, базы данных ПНООЛР и технического отчета о неизменности технологических процессов и другой информации, передаваемые в ХМL форматах в ГИАС "Экобезопасность", могут использоваться для формирования федерального кадастра отходов (ФККО, реестра объектов размещения отходов, технологий) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов".

Для оптимизации процедуры обновлений "Русь" и ГИАС "Экобезопасность" через Интернет активированы все ссылки на наш сайт и электронный адрес в программах "Русь" и ГИАС "Экобезопасность". Поэтому все юридические лица, имеющие доступ в Интернет, могут заходить на сайт www.аieco.ru не выходя из программы "Русь" и ГИАС "Экобезопасность" и скачивать все обновления.

Скачанные обновления ложатся на имеющуюся конфигурацию.

Дополнительно на нашем сайте размещен "Центр компетенции", где находятся типовые вопросы и ответы по работе в ГИАС "Экобезопасность" и "Русь", и при необходимости можно найти типовой ответ по заданным вопросам.

В данное обновление включена возможность проводить расчет платы по отходам, размещаемым на объектах размещения отходов на разных ОКАТО. Также включена возможность учитывать льготы по каждому отходу.

Еще раз Обращаем Ваше внимание, что обновление учитывает приказ Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703, приказ Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182.

Описание XML формата расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержденное приказом от 5 апреля 2007 г N 204 опубликовано на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по адресу: http://www.gosnadzor.ru/.

ГИАС "Экобезопасность" версия 2.2.16, "Русь" версия 4.2.16 обеспечивают прием- передачу, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и формирование файлов в ХМL форматах как в соответствии с приказом №204, так и в соответствии с приказом Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182.

Программное обеспечение "Русь", передаваемое бесплатно юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, позволяет формировать расчет платы, как на бумажных носителях, так и представлять расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду в электронном виде в ХМL формате в соответствии с упомянутыми выше приказами.

Сформированный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами файл по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду с использованием программного обеспечения "Русь" в формате XML загружается в программный продукт ГИАС "Экобезопасность" в блок "Администрирование платежей".

Стоимость информационно-технологического сопровождения программных продуктов (ИТС), позволяющих индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам производить расчет платы и формировать файл выгрузки в ХМL формате расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с приказом от 5 апреля 2007 г N 204, опубликованном на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по адресу: http://www.gosnadzor.ru/ по средам (воздух, вода, отходы) приведена на сайте www.аieco.ru.

Программы передаются без ограничения рабочих мест, без ключей физической защиты. Программы передаются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам через центры по информационно-технологическому сопровождению бесплатно. Список центров по ИТС приведен на нашем сайте www.аieco.ru.

В версии 4.2.15, 4.2.16 программы "Русь" также внесены следующие изменения:

В расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду стационарными объектами изменен интерфейс программы. Для удобства просмотра разрешений, действующих за отчетный период, они вынесены на экране на отдельное окно. Введена выгрузка данных по расчету выбросов за стационарные источники по кварталам и за год. При выгрузке данных выгружаются также и разрешения, действующие в данный период. Введена отдельная выгрузка данных передвижными источниками.

В расчет платы за водопользование ввод данных и расчет платы может выполняться двумя путями: заполнением данных на окне расчета платы и вызовом функции "Мастер", позволяющей последовательно занести все необходимые данные для расчета платы.

Первый способ предназначен для опытных пользователей и предоставляет широкий диапазон инструментов для занесения и расчета данных. Окна, используемые в первом варианте, расписаны далее в помощи.

Второй вариант позволяет занести данные и рассчитать плату неподготовленному в экологическом плане пользователю. Переход к нему вызывается по нажатию кнопки "Мастер". Помощь описана в пункте меню "Мастер ввода данных и расчета платы".

Введена возможность автоматического "равномерного" распределения по кварталам (при необходимости для корректировки полученных значений можно воспользоваться режимом "округление") расчетной массы сброса (ПДС, ВСС) загрязняющих веществ на период действия разрешения с возможностью корректировки полученных масс (ПДС, ВСС) по кварталам. Кроме того, введена возможность расчета средней концентрации, исходя из массы сброса и расхода сточных вод при помощи соответствующего режима.

В случае расчета платы для "неорганизованного ливневого сброса" "Расчет по выпуску" в поле "Режим расчета" введена возможность выбора двух видов расчета: "По расчетным массам" и "По фактическим концентрациям".

Введена возможность проведения расчета отчислений по видам бюджетов с учетом ограничения платы от величины прибыли. При этом можно указать те выпуски, на платежи по которым накладывается данное ограничение. Для этого в разделе "Плата за расчетный период по предприятию" введена возможность активации режима "Включить учет ограничения от прибыли" и, заполнив соответствующие поля в данном режиме, произвести расчет автоматически "Плата за выпуск ограничивается процентом от прибыли". Суммы, на которые уменьшается плата за сброс загрязняющих веществ от выпусков с категорией качества воды СК – "Вода сточная, полученная из системы (переданная в систему) коммунального хозяйства", отражаются в строке 060 формы "Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет". Суммы, на которые уменьшается плата за сброс загрязняющих веществ от выпусков с прочими категориями качества воды, отражаются в строке 050 формы "Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет" приказ Ростехнадзора от 27.03.2008 г. N 182.

Дополнительно сообщаем, что ГИАС "Экобезопасность", версия 2.2.17, "Русь", версия 4.2.17 включающая в себя программы промбезопасности, риска, аварий, объектового и территориального мониторинга, а также программный комплекс для ведения Государственного контроля, Государственной экспертизы и другие системные улучшения ГИАС "Экобезопасность", версия 2.2.17, "Русь" версия 4.2.17 будет передана УТЭНам, департаментам природопользования субъектов РФ, Росприроднадзорам по субъектам РФ, стоящим на информационно-технологическом сопровождении (ИТС), в ноябре 2008 г. Следите за обновлениями на нашем сайте www.аieco.ru.

Приложения:
Приложение 1. Термины и определения из нормативно-правовых документов (на 5 листах).


Приложение 1

Лимит на размещение отходов

ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)

лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст)

лимит размещения отходов - предельное количество отходов конкретного вида, разрешенное уполномоченными органами для размещения определенным способом в определенном месте (территория, емкость и т.п.) на установленный срок физическому и/или юридическому лицу.

Размещение отходов

ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст)

размещение отходов - деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и/или захоронения отходов.

Объект размещения отходов

ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст)

объекты размещения отходов - полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

полигон захоронения отходов: Ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.

Примечание — См. также СанПиН 2.1.7.722

хранилище отходов - сооружение, предназначенное для хранения отходов.

несанкционированные свалки отходов -территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

отвал - искусственная насыпь из отвальных грунтов или некондиционных полезных ископаемых, промышленных, бытовых отходов (ГОСТ 17.5.1.01).

отстойник - бассейн или резервуар, предназначенный для очистки жидкостей при постепенном отделении примесей, выпадающих в осадок.

свалка - местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается.

могильник отходов - сооружение для бессрочного захоронения отходов, предусматривающее систему защиты окружающей среды (на основе ГОСТ 17606).

Примечание — Как правило, захоронению подлежат опасные отходы.

Хранение отходов

ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст)

хранение отходов: режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения.

складирование отходов - деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 80 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанП и Н 2.1.7.1322-03"

п.2.5 Различают следующие основные способы складирования:

временное хранение на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, в резервуарах и др.);

временное складирование на производственных территориях основных и вспомогательных (дочерних) предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях); а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе на терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;

складирование вне производственной территории - на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, терриконниках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;

складирование на площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений.

Захоронение опасных отходов

ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст)

захоронение отходов - размещение отходов в назначенном месте для хранения в течение неограниченного срока, исключающее опасное воздействие захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду

Обращение с отходами

ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)

обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст)

обращение с отходами - виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизованными) организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения.

Этапы технологического цикла отходов (объектов):

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30773-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. N 607-ст)

4.2.9 Хранение объектов и отходов (8-й этап) должно быть открытым способом, под навесом, в контейнерах, шахтах и других санкционированных местах.

4.2.10 Вторым подэтапом 9-го этапа технологического цикла ликвидации опасных и других отходов является их безопасное размещение на соответствующих полигонах или уничтожение, если захоронение отходов угрожает здоровью и жизни людей и окружающей среде. В современных условиях вопросы переработки и/или захоронения (уничтожения) чаще решают на основе экономически целесообразных механизмов при обеспечении безопасного обращения с отходами. При санкционированном захоронении опасных и других отходов следует учитывать, что с появлением новых научно-технических и технологических решений отходы смогут быть утилизированы, поэтому такие захоронения следует рассматривать как техногенные месторождения полезных ископаемых ("вторая геология").

Использование, утилизация, обезвреживание опасных отходов

ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;)

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“ (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст)

использование отходов - деятельность, связанная с утилизацией отходов, в том числе и отходов, появляющихся на последней стадии жизненного цикла любого объекта, направленная на производство вторичной товарной продукции, выполнение работ (услуг) или получение энергии с учетом материало- и энергосбережения, требований экологии и безопасности.
Примечания

  1. Использование отходов охватывает все виды деятельности по вовлечению отходов в хозяйственный оборот путем сбора, сортировки, транспортирования, утилизации (если необходимо, — после соответствующей обработки).
  2. Использование отходов включает их применение для производства товаров (вторичной продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.

Примечание — В процессах утилизации перерабатывают отслужившие установленный срок и/или отбракованные изделия, материалы, упаковку, другие твердые отходы, а также жидкие сбросы и газообразные выбросы.

обезвреживание отходов - обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижения ее уровня до допустимого значения.

Отходы как объект права собственности

ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)
Статья 4. Отходы как объект права собственности

  1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
  2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
  3. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.
  4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

ФЗ от 29 декабря 2000 года № 169-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Статья 13.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению (введена Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)

  1. Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.
  3. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  4. Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
НОВОСТИ