ПАКЕТ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ "ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РИСКА АВАРИЙ НА МН И МНПП. ПРИКАЗ РОСТЕХНАДЗОРА 07.11.2014 №500, 27.12.2013 №646, 06.11.2013 №520, РД 03-14-2005, РД 03-418-01, РД 03-357-00"
ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ОТ 7 НОЯБРЯ 2014 Г. № 500 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ", ПРИКАЗ РТН ОТ 06.11.2013 №520 "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ", ПРИКАЗ РТН ОТ 25.11.2005 №893 (РД 03-14-2005), ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСТЕХНАДЗОРА РОССИИ ОТ 10.07.2001 №30 "МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА РИСКА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ (РД 03-418-01)", ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСТЕХНАДЗОРА РОССИИ ОТ 26.04.2000 №23 "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА (РД 03-357-00)"

Пакет прикладных программ "Определение локальной частоты аварийных утечек нефти" в составе: включен в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Минкомсвязи России, Рег. номер ПО 2833
НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММ:

Пакет прикладных программ позволяет провести вероятностную оценку степени риска аварийных утечек нефти на магистральных нефтепроводах и нефтепродуктопроводах МН (МНПП) и сформировать "Отчет об оценке степени риска аварий на МН (МНПП)" в соответствии с :

  • РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов»,
  • «Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах», ОАО "АК "Транснефть" от 30.12.99 № 152 ,
  • «Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на маги¬стральных нефтепроводах», Минтопэнерго РФ 01.11.95 г.;
  • Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 ноября 2014 г. № 500 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов",
  • Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2012 г. N 781 "Об утверждении Рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах", center>
  • Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 г. N 101 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности",
  • Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 730 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах" , включащую следующие структурные элементы
  • Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 декабря 2013 г. No 646 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности» , :

    СОСТАВ
    ПАКЕТА ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ "ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РИСКА АВАРИЙ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДАХ И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДАХ НА МН(МНПП).
    ПРИКАЗ РТН ОТ 7 НОЯБРЯ 2014 Г. № 500 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ"" :

  • Пакет прикладных программ "Оценка степени риска аварий на магистральных нефтепроводах и нефтепродуктопроводах МН (МНПП)"
    • Программа "Определение локальной частоты аварийных утечек нефти"
      ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОКАЛЬНОЙ ЧАСТОТЫ АВАРИЙНЫХ УТЕЧЕК НЕФТИ λn
      :

              Значение  определяется из данных статистики по авариям на предприятии, эксплуатирующем данный МН в соответствии с методиками «Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах», ОАО "АК "Транснефть" от 30.12.99 № 152, «Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на маги­стральных нефтепроводах», Минтопэнерго РФ 01.11.95 г. Проект РД «Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах и нефтепродуктопроводах», Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, 2012 г.

      В зависимости от совокупности конкретных значений различных факторов влияния, имеющих место на рассматриваемом участке трассы, интенсивность аварийных отказов на нем будет в той или иной степени отличаться от среднестатистической для данной трассы . Таким образом, на каждом n-ом участке трассы определяется значение интегрального коэффициента kвл, показывающего, во сколько раз удельная частота (вероятность) аварий на участке ln отличается от среднестатистической для данной трассы :

      ln = .                                                  

      где:

      kвл  -  интегральный коэффициент, показывающий, во сколько раз удельная частота (вероятность) аварий на участке ln отличается от среднестатистической для данной трассы :

      kn - коэффициент прочности, определяется как величина, обратная отношению действительного запаса прочности МН (МНПП) на рассматриваемом участке к значению коэффициента запаса прочности для МН (МНПП).

      kнн -  коэффициент, учитывающий способ прокладки, принимается равным 0,1 на участках, выполненных технологией микротоннелирования; 0,4 – на участках, выполненных наклонно-направленным бурением; 0,6 – на участках, выполненных по технологии «труба в трубе» или с применением обетонированных труб и 1 – на всех иных участках.

       

      Расчет коэффициента kвл производится с использованием балльной оценочной системы, при которой каждому значению фактора Fij ставится в соответствие определенное, назначаемое на основании расчета или экспертной оценки, количество баллов Bij (по 10-балльной шкале), отражающее интенсивность его влияния. При рассмотрении конкретного n-го участка трассы последовательно оценивается степень влияния каждого из факторов.

      Полученные для всех факторов вли­яния балльные оценки {Bij, i = 1,..., I, j = 1,..., J} подставляются в следующие формулы для определения kвл:

       

      kвл  =Вn / Bср,

      где Bn – балльная оценка n-ого участка трассы МН (МНПП), определяемая как:

      ;

      Bср – средняя балльная оценка трассы МН (МНПП), полученная на основе балльной оценки каждого участка трассы (n от 1 до N), определяемая как:

      ;

      где N – общее количество рассматриваемых участков трассы МН (МНПП).

      Основные факторы по каждой из рассматриваемых групп, доля каждого фактора в группе qij и методика оценки балльных значений Bij приведены в соответствующих методиках. Для коэффициента ri,  значения qij и Bij носят базовый характер, так как в существенной мере зависят от времени эксплуатации, места расположения МН (МНПП) и многих других факторов.

      Величины коэффициентов ri, qij и Bij должны уточняться для каждого конкретного МН (МНПП) с использованием данных Ростехнадзора по статистике отказов и аварий за последние 5 лет.

      При отсутствии данных или для проектируемых МН (МНПП) среднюю балльную оценку Вср рекомендуется принимать равной трем.

      Коэффициент прочности kn определяется как величина, обратная отношению действительного запаса прочности МН (МНПП) на рассматриваемом участке к значению коэффициента запаса прочности для МН (МНПП).

      Коэффициент, учитывающий способ прокладки kнн принимается равным 0,1 на участках, выполненных технологией микротоннелирования; 0,4 – на участках, выполненных наклонно-направленным бурением; 0,6 – на участках, выполненных по технологии «труба в трубе» или с применением обетонированных труб и 1 – на всех иных участках.

      Для участков, состоящих из отрезков с существенно различными факторами вдоль его длины, значение Bn определяется как сумма оценок составляющих его отрезков с учетом длин этих отрезков. Например, если на один километр участка приходится переход через реку длиной 300 м, а на остальной части длиной 700 м находится лес, то:

      Bn = 0,3∙B1+0,7∙B0,

      где B0, B1 – балльные оценки соответствующих отрезков рассматриваемого участка.

      Значение   определяется из данных статистики по авариям в организации, эксплуатирующей данный МН (МНПП), или (если нет достоверных и точных данных) среднестатистическую частоту аварий   рекомендуется определять по формуле:

      = lср × kD × kрег

      где λср – среднее значение аварийности на отечественных МН (МНПП) за последние 5 лет. Для проектируемых трубопроводов допускается принимать величину среднего значения аварийности в 10 раз меньше, чем для действующих;

      kD – диаметральный коэффициент. Принимается по результатам анализа статистики аварий на российских МН (МНПП) в зависимости от величины номинального диаметра DN и статистики Ростехнадзора. Значения принимаются в соответствии с таблицей 1;

      kрег – региональный коэффициент. Определяется на основании статистики аварий на участках МН (МНПП), эксплуатирующей организации методами факторного анализа. Допускается упрощенная оценка величины kрег по формуле:

      ,

      где  – коэффициенты соответственно диаметральный, прочности, технологии прокладки и влияния для участков трассы на которых происходили аварии согласно имеющейся статистике;

      Lобщ – общая протяженность МН (МНПП), эксплуатируемых организацией;

      Lрег – протяженность эксплуатируемых МН (МНПП).

      Суммирование в числителе происходит только по тем авариям (их количество – Арег), которые имели место на данном МН (МНПП), согласно статистике.

       

       

      Таблица 1 – Значения коэффициента kD для различных номинальных диаметров МН (МНПП)

      DN

      1400

      1200

      1000

      800

      700

      500

      Менее 500

      kD

      0,35

      0,85

      1,60

      1,25

      1,40

      1,20

      1,10

      Рассчитанные значения λn используются для оценки риска в пределах n-го участка трассы в качестве удельной статистической вероятности возникновения аварии на этом участке.

       

      В табл. 2 приведены обобщенные характеристики балльной оценки Fn и диапазоны ее значений для различн/ых участков нефтепровода в зависимости от срока эксплуатации, и с учетом "старения" МН [19]. Конкретные значения Fn уточняются экспертным путем.

       

      Таблица 2

       

      Балльные оценки Fn различных участков МН  в зависимости от срока их эксплуатации

       

      Характеристика, тип участка МН

      Срок эксплуатации, лет

      более 30

      20-30

      менее 20

      1

      Участки трассы, удаленные от населенных пунктов и транспортных коммуникаций, проходящие по лесистой или степной зоне, кормовым угодьям, без болот и речных переходов

      2,7-3,0

      2,5-2,7

      2,3-2,5

      2

      Переходы через водные преграды и обводненные участки трассы в силу повышенной коррозии и трудности восстановления изоляционного покрытия, а также на крупных водных переходах с возможным воздействием со стороны речного транспорта

      4,6-6,0

      4,3-5,9

      4,1-5,7

      3

      Воздушные переходы через овраги, реки, подземные переходы через наземные транспортные коммуникации

      3,7-4,3

      3,5-4,1

      3,3-4,0

      4

      Места расположения запорной и вспомогательной арматуры и ответвлений (лупингов)

      4,3-4,8

      4,1-4,6

      3,9-4,4

      5

      Участки трассы, проходящие через зоны с повышенной плотностью населения, в которых возможны утечки нефти из МН из-за хищения нефтепродуктов, вандализма и других действий со стороны третьих лиц

      4,0-5,0

      3,8-4,8

      3,6-4,6

      6

      Участки трассы, примыкающие к НПС, которые являются "источниками" или "приемниками" циклических нагрузок на МН, связанных с изменениями режима перекачки и возникновением при этом гидравлических волн

      5,0-7,0

      4,8-6,4

      4,6-6,0

      7

      Участки трассы, пересекающие зоны с повышенной опасностью природных воздействий (геологические разломы, оползни)

      4,6-6,0

      4,3-5,9

      4,1-5,7

       


      ЦЕНА И УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ:

      Программное обеспечение (ПО) передается индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам через прямое информационно-технологическое сопровождение в НПП "Авиаинструмент", сделав "Заказ" на необходимую конфигурацию ПК "Русь".

      Заказ программного комплекса: Заказать

      Поддержка и сопровождение: Информационно-технологическое сопровождение (ИТС).

      ООО НПП "Авиаинструмент" аккредитовано по осуществлению деятельности в области информационных технологий от 07 марта 2008 г. за №60 (Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 09.01.2008г. №3)