РАСЧЕТ РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ВОДНОМУ ОБЪЕКТУ В РЕЗУЛЬТАТЕ СБРОСА СТОЧНЫХ ВОД С ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| А – | дата начала действия разрешения на сброс |
| Мг = | М1г* + М6г* = М2г = М3г = М4г = М5г, где |
| Mг – | разрешенный годовой сброс ЗВ; |
| М1г* – | разрешенный сброс ЗВ за первый год действия разрешения; |
| М6г* – | разрешенный сброс ЗВ за последний год действия разрешения. |

Т.о., в условиях равномерного сброса в течение года масса нормативно допустимого сброса - НДС и масса сброса ЗВ в пределах лимита автоматически делятся с учетом разбивки года на интервалы. Причем годовая масса делится сначала на квартальные (в равных долях), а затем масса НДС и лимита пересчитывается на количество дней, приходящееся на каждый интервал делимого квартала.

Где:
| m1 – | масса сброса, т от начала действия разрешения (А) до конца первого квартала действия разрешения; |
| m5 – | масса сброса, т от начала первого квартала действия разрешения до начала действия разрешения (А). |


Где:
| N – | количество календарных дней в первом квартале действия разрешения; |
| х – | количество календарных дней первого квартала действия разрешения. |
3.2. Графическое представление масс сбросов ЗВ в пределах НДС, установленного лимита сброса, сверх лимита в условиях превышения концентраций и объемов, установленных нормативами допустимого сброса, за квартал:
![]() |
| ||||||||
![]() | Мфакт = Сфакт * Wфакт (соответствует столбцу 5 Таблицы "Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия Раздел 3. Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты" Приложение 1 к приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007г. №204 (с изменениями от 27 марта 2008г.), далее -Таблицы) |
![]() | CНДС * Wразр = MНДС (столбец 3, столбец 6 Таблицы) |
![]() | Cлим * Wразр = Млим |
Где:
| Мфакт – | фактическая масса сброса ЗВ, т/квартал; |
| Сфакт – | фактическая концентрация ЗВ, мг/дм3; |
| Wфакт – | фактический объем сброса, тыс.м3/ квартал; |
| МНДС – | разрешенный сброс загрязняющего вещества в пределах норматива допустимого сброса, т/квартал; |
| СНДС – | допустимая концентрация ЗВ на выпуске сточных и (или) дренажных вод в пределах норматива допустимого сброса, мг/дм3; |
| Wразр – | объем сточных вод, разрешенный к сбросу согласно проекта НДС, тыс.м3/ квартал; |
| Млим – | разрешенный сброс загрязняющего вещества в пределах лимита сброса, т/квартал; |
| Слим – | допустимая концентрация ЗВ на выпуске сточных и (или) дренажных вод в пределах лимита сброса, мг/дм3. |
3.3. Графическое представление принятых к расчету платы масс сбросов ЗВ в пределах НДС, установленного лимита сброса, сверх лимита в случае превышения концентраций и объемов, установленных нормативами допустимого сброса, за квартал:
![]() |
| ||||||||
– | М1 = МНДС = CНДС * Wразр (столбец 6 Таблицы) |
– | М2 = (Cлим - CНДС) * Wразр (столбец 4, столбец 7 Таблицы) |
– | М3 = Cфакт * Wфакт - Cлим * Wразр (столбец 8 Таблицы) |
Где:
| МНДС – | разрешенный сброс загрязняющего вещества в пределах норматива допустимого сброса, т/квартал; |
| СНДС – | допустимая концентрация ЗВ на выпуске сточных и (или) дренажных вод в пределах норматива допустимого сброса, мг/дм3; |
| Wразр – | объем сточных вод, разрешенный к сбросу согласно проекта НДС, тыс.м3/ квартал |
| М2 – | фактический сброс данного загрязняющего вещества за отчетный период в пределах установленного лимита, превышающий установленный норматив допустимого сброса, т/квартал; |
| Слим – | допустимая концентрация ЗВ на выпуске сточных и (или) дренажных вод в пределах лимита сброса, мг/дм3; |
| М3 – | фактический сверхлимитный сброс данного загрязняющего вещества (сброс сверх установленного лимита или при их отсутствии - сброс сверх установленного норматива допустимого сброса) за отчетный период, т/квартал; |
| Сфакт – | фактическая концентрация ЗВ, мг/дм3 |
| Wфакт – | фактический объем сброса, тыс.м3/ квартал. |
3.4. Графическое представление принятых к расчету платы масс сбросов ЗВ в пределах НДС, сверх норматива за квартал


– сброс ЗВ в пределах НДС
– сброс ЗВ сверх установленных нормативов
5. Графическое представление принятых к расчету платы масс сбросов ЗВ в пределах НДС, установленного лимита сброса, сверх лимита за квартал


– сброс ЗВ в пределах НДС
– сброс ЗВ в пределах лимита
– сброс ЗВ сверх установленных нормативов
Где:
| Мфакт – | фактическая масса сброса ЗВ, т/квартал; |
| Млим – | разрешенный сброс загрязняющего вещества в пределах лимита сброса, т/квартал; |
| Млим – | разрешенный сброс загрязняющего вещества в пределах лимита сброса до конца первого календарного года действия разрешения, т/квартал; |
| МНДСкв – | разрешенный сброс загрязняющего вещества в пределах норматива допустимого сброса, т /квартал; |
| МНДСкв* – | разрешенный сброс загрязняющего вещества в пределах норматива допустимого сброса, т до конца первого календарного года действия разрешения; |
| МНДС – | фактический сброс данного загрязняющего вещества за отчетный период в пределах установленного норматива допустимого сброса, т/квартал; |
| М2 – | фактический сброс данного загрязняющего вещества за отчетный период в пределах установленного лимита, превышающий установленный норматив допустимого сброса, т/квартал; |
| М3 – | фактический сверхлимитный сброс данного загрязняющего вещества (сброс сверх установленного лимита или при их отсутствии - сброс сверх установленного норматива допустимого сброса) за отчетный период, т/квартал; |
| II – | период от начала действия разрешения (А) до конца первого календарного квартала действия разрешения; |
| III – | полный квартал действия разрешения. |
3.6. Графическое представление принятых к расчету платы масс сбросов ЗВ в пределах НДС, установленного лимита сброса, сверх лимита в течение полного года действия разрешения

МНДС1кв = МНДСкв
МНДСкв = МНДС2кв = МНДС3кв = МНДС4кв
МНДС1кв + МНДС2кв + МНДС3кв + МНДС4кв = МНДСг
Млим1кв = Млимкв
Млимкв = Млим2кв = Млим3кв = Млим4кв
Млим1кв + Млим2кв + Млим3кв + Млим4кв = Млимг
3.7. Графическое представление принятых к расчету платы масс сбросов ЗВ в пределах установленных норматива сброса, лимита, сверх лимита в течение первого года действующего с середины первого квартала разрешения

МНДС1кв = 1/2 МНДСкв
МНДСкв = МНДС2кв = МНДС3кв = МНДС4кв
МНДС1кв + МНДС2кв + МНДС3кв + МНДС4кв = МНДСг
Млим1кв = 1/2 Млимкв
Млимкв = Млим2кв = Млим3кв = Млим4кв
Млим1кв + Млим2кв + Млим3кв + Млим4кв = Млимг









По пункту 4 статьи 22 Закона N 7-ФЗ, согласно которому нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории
1) Сброс загрязняющих веществ в водный объект относится к одному из видов негативного воздействия на окружающую среду.
Следовательно, предприятия, осуществляющие сброс загрязняющих веществ в водный объект обязаны:
Предприятия должны согласовать объёмы сбросов в водоёмы с органами охраны природы.
При сбросе сточных вод в канализацию предприятие заключает договор с органами водного хозяйства на водопотребление и водоотведение.
В договоре оговаривается объём водоотведения и водопотребления, права и обязанности сторон, особые условия по водопотреблению и водоотведению, порядок расчётов,
Помимо производственных хозяйственно – бытовых стоков, существуют ливневые стоки, которые отводятся с территории предприятия периодически.
2) Документация, подтверждающая право предприятия на сброс загрязняющих веществ в водный объект
3) Нормативы сбросов загрязняющих веществ в водные объекты
В соответствии со ст. 22 ФЗ “Об охране окружающей среды” с 01.01.2019 г. :
4) Росприроднадзором и МПР в соответствии с ч.4 ст.22 7-ФЗ применяется практика, что если субъект, осуществляет хозяйственную деятельность и эксплуатирует объект III категории, то на него не возлагается обязанность по соблюдению концентрации загрязняющих веществ в качестве самостоятельного норматива, что признано судами несостоятельным, поскольку рассматриваемые правоотношения регулируются нормами Водного кодекса, которым установлены нормативы допустимого воздействия на водные объекты и выдача разрешений на пользование водными объектами.
4.1) В соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального
закона от 10.01.2020 № 7-ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» нормативы
допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением
радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными,
мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не
рассчитываются для объектов III категории.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" :
[…]
«4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.»
4.2) Что это означает:
5) Доводы Росприроднадзора, МПР и хозяйствующих субъектов,, осуществляющих хозяйственную деятельность и эксплуатирующий объект III категории что расчет НДС (ПДС) делантся только для загрязняющих веществ 1,2 класса опасности. основаны на неверном толковании норм права.
5.1) В
соответствии с п.1 Ст. 4.1. "Загрязняющие вещества" (введена Федеральным
законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ) " загрязняющие вещества, в
отношении которых применяются меры государственного регулирования в области
охраны окружающей среды, определяются: с учетом уровня токсичности,
канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе
имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к
преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей
токсичностью;"
5.2) В установленном определении отсутствует
разделение загрязняющих веществ на классы опасности, в связи с
чем критерий наличия/отсутствия в составе выбросов, сбросов веществ
I и II классов опасности не может быть применен.
5.3) Согласно части 2 статьи 2 Водного кодекса
нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные
отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах
субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (ВК РФ) (с изменениями и дополнениями N 539-Ф3 от 19.12.2022) :
[…]
5.4) В силу пункта 2 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (ВК РФ) (с
изменениями и дополнениями N 539-Ф3 от 19.12.2022) :
[…]
«2) приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;»
5.5) В соответствии со статьей 37 Водного кодекса сброс сточных вод является одной из форм водопользования.
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (ВК РФ) (с изменениями и дополнениями N 539-Ф3 от 19.12.2022) :
[…]
Статья 37. Общие положения о водопользовании
«Водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины (лесоматериалов) и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.»
5.6) Частью 1 статьи 35 Водного кодекса установлено, что
поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем
требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и
соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (ВК РФ) (с изменениями и дополнениями N 539-Ф3 от 19.12.2022) :
[…]
5.6.1) Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах
сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать
установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты
(часть 4 статьи 35 Кодекса).
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (ВК
РФ) (с изменениями и дополнениями N 539-Ф3 от 19.12.2022) :
[…]
Статья 35. Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах
«4. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.»
5.6.2) В соответствии со ст. 22 ФЗ “Об охране окружающей среды” с 01.01.2019 г. :
· Нормативы допустимых сбросов определяются в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (пункт 1 статьи 22 ФЗ-7);
5.6.3) В установленном определении отсутствует разделение загрязняющих веществ на классы опасности, в связи с чем критерий наличия/отсутствия в составе выбросов, сбросов веществ I и II классов опасности не может быть применен.
5.6.4) Перечень загрязняющих веществ, в
отношении которых применяются меры государственного регулирования в области
охраны окружающей среды установлены Распоряжением Правительства РФ
от 8 июля 2015 г. N 1316-р Об утверждении перечня загрязняющих
веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в
области охраны окружающей среды ( С изменениями и дополнениями от: 10 мая 2019
г.)
5.6.5) В данном перечне отсутствует
разделение загрязняющих веществ на классы опасности, в связи с
чем критерий наличия/отсутствия в составе выбросов, сбросов
загрязняющтх веществ I и II классов опасности не может быть применен
5.7) Водопользователи при использовании водных объектов обязаны: вести в установленном порядке учет объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами (пункт 5 части 2 статьи 39 Кодекса).
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (ВК РФ) (с изменениями и дополнениями N 539-Ф3 от 19.12.2022) :
[…]
«5) вести в установленном порядке учет объема забора
(изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том
числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и
их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого
учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской
Федерации федеральный орган исполнительной власти;»
5.8) Порядок ведения собственниками водных
объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из
водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их
качества установлен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии
РФ от 9 ноября 2020 г. N 903 "Об утверждении Порядка ведения
собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора
(изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том
числе дренажных, вод, их качества" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18
декабря 2020 г.
Регистрационный N 61582)
[…]
23. Показатели качества сточных, в том числе дренажных, вод, формируются водопользователем на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии с учетом перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р 2.
Указания по заполнению форм 2.1 – 3.3 отсутствует
|
Журнал учета качества сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, вод (титульный лист) |
|
|
Журнал учета качества сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, вод (таблица) |
|
Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов за ____ квартал ___г. |
|
|
Сведения, полученные в результате учета объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод за ____квартал ___г. |
|
|
Сведения, полученные в результате учета качества сточных, в том числе дренажных, вод за ____квартал ___г. |
Форма 3.3
Сведения, полученные в результате учета качества сточных, в том числе дренажных, вод
за ___ квартал ____ г.
Наименование - для юридического лица, для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, -
фамилия, имя, отчество (при наличии) ________________________________________________________________________
Почтовый адрес организации ________________________________________________________________________
Организационно-правовая форма организации ___________________________________________________________________
ИНН __________________________________________________________________
Бассейновый округ _______________________________________________________________________
Наименование субъекта Российской Федерации __________________________________________________________________
Наименование и код гидрографической единицы _________________________________________________________________
Водохозяйственный участок и его код _________________________________________________________________________
Реквизиты документа, установившего разрешенные объемы сброса
загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных, водах ________________________________________________
Наименование лаборатории (центра), проводившей анализы
сточных, в том числе дренажных вод __________________________________________________________________________
Реквизиты аттестата аккредитации лаборатории (центра): N _____________; срок действия до ____________________
|
Наименование водного объекта - водоприемника |
Коды |
Номер водовыпуска |
|
||
|
вида водного объекта - водоприемника |
водного объекта - водоприемника |
категории качества воды |
|||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Координаты водовыпуска |
|||||
|
северной широты |
восточной долготы |
||||
|
град. |
мин. |
сек. |
град. |
мин. |
сек. |
|
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Загрязняющее вещество |
Код загрязняющего вещества |
|
|
12 |
13 |
|
|
|
|
|
|
Фактический сброс загрязняющих веществ |
Разрешенный сброс загрязняющих веществ |
||||
|
|
т |
нормативно допустимый |
установленный лимит |
||
|
|
т (кг) |
|
т (кг) |
||
|
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
|
|
|
|
|
|
|
Форма 3.3
Сведения, полученные в результате учета качества сточных, в том числе дренажных, вод
за ___ квартал ____ г.
Наименование - для юридического лица, для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, -
фамилия, имя, отчество (при наличии) ________________________________________________________________________
Почтовый адрес организации __________________________________________________________________________________
Организационно-правовая форма организации ___________________________________________________________________
ИНН __________________________________________________________________________________
Бассейновый округ _________________________________________________________________________________
Наименование субъекта Российской Федерации __________________________________________________________________
Наименование и код гидрографической единицы _________________________________________________________________
Водохозяйственный участок и его код _________________________________________________________________________
Реквизиты документа, установившего разрешенные объемы сброса загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных, водах ________________________________________________
Наименование лаборатории (центра), проводившей анализы
сточных, в том числе дренажных вод __________________________________________________________________________
Реквизиты аттестата аккредитации лаборатории (центра): N _____________; срок действия до ____________________
|
Коды |
Номер водовыпуска |
Координаты водовыпуска |
||||||||
|
вида водного объекта - водоприемника |
водного объекта - водоприемника |
категории качества воды |
северной широты |
восточной долготы |
||||||
|
град. |
мин. |
сек. |
град. |
мин. |
сек. |
|||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Код загрязняющего вещества |
Фактический сброс загрязняющих веществ |
Разрешенный сброс загрязняющих веществ |
|||||
|
|
т |
нормативно допустимый |
установленный лимит |
||||
|
|
т (кг) |
|
т (кг) |
||||
|
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.9) Нормативы качества воды водных объектов
рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых
концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного
значения утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря
2016 г. N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных
объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно
допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов
рыбохозяйственного значения" (С изменениями и дополнениями от:
12 октября 2018 г., 10 марта 2020 г.) Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 января
2017 г. Регистрационный N 45203
5.10) В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») (пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса).
5.10.1) В данном
перечне отсутствует разделение загрязняющих веществ на классы опасности, в
связи с чем критерий наличия/отсутствия в составе выбросов, сбросов
загрязняющтх веществ I и II классов опасности не может быть применен
5.11) Требования,
установленные ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, имеют большую юридическую силу по
отношению к положениям Закона № 7.
5.12) Нормативы
допустимых сбросов, устанавливаемые в соответствии с нормами ВК РФ, имеют
приоритет по отношению к нормам законодательства в области охраны окружающей
среды при регулировании отношений по использованию и охране водных объектов.
Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на
окружающую среду.
5.13) К
видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе,
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные
водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (пункт 1
статьи 16 Закона № 7-ФЗ).
5.14) В
соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения
негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности
для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются
нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
5.15) Методика разработки нормативов
допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей
НДС (НДВ), установлена Приказом Минприроды России от 29.12.2020 N 1118 "Об
утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих
веществ в водные объекты для водопользователей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61973)
5.16) В
силу части 6 статьи 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в
которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для
здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы
допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
5.17) В
соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов,
нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или)
совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных
в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской
Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в
том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового
состояния компонентов природной среды.
5.18) Перечень загрязняющих веществ, в
отношении которых применяются меры государственного регулирования в области
охраны окружающей среды установлены Распоряжением Правительства РФ
от 8 июля 2015 г. N 1316-р Об утверждении перечня загрязняющих
веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в
области охраны окружающей среды ( С изменениями и дополнениями от: 10 мая 2019
г.)
5.19) В данном перечне отсутствует разделение
загрязняющих веществ на классы опасности, в связи с чем критерий
наличия/отсутствия в составе выбросов, сбросов загрязняющтх веществ I и II
классов опасности не может быть применен
5.20) В соответствии с п.1 Ст. 4.1. "Загрязняющие
вещества" (введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
" загрязняющие вещества, в отношении которых
применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей
среды, определяются: с учетом уровня токсичности, канцерогенных и
(или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих
тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию
в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;"
5.21) В установленном определении отсутствует
разделение загрязняющих веществ на классы опасности, в связи с
чем критерий наличия/отсутствия в составе выбросов, сбросов веществ
I и II классов опасности не может быть применен.
5.22) На ВСЕ ЗВ, в отношении которых
применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей
среды установленных Распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. N 1316-р
, должны быть установлены нормативы допустимых сбросов веществ и
микроорганизмов и осуществлена соответствующая плата за
сброс ЗВ с учетом пересчета установленных НДС, ВРС (ВСС) при установленном
расходе сточных вод для расчета НДС, к фактическому расходу сточных вод - при
изменении фактического расхода сброса ЗВ относительно установленной м3/час в
разрешении на сброс.
5.23) С учетом поименованного прямого
запрета, хозяйствующий субъект обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов,
устанавливаемые в соответствии с нормами Водного кодекса, имеющими
приоритет по отношению к нормам законодательства в области охраны окружающей
среды при регулировании отношений по использованию и охране водных объектов.
5.24) Вышеизложенное относится к хозяйствующим субъектам, осуществляющих хозяйственную деятельность и эксплуатирующий объекты I, II, III категории на неверном толковании норм права, в т.ч. п.8 ст.16.3 7-ФЗ , что при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
5.25) Приказ Минприроды России от 29.12.2020 N
1118 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов
загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61973)
Приложение 1
к Методике разработки нормативов
допустимых сбросов загрязняющих
веществ в водные объекты
для водопользователей, утвержденной
приказом Минприроды России
от 29.12.2020 N 1118
Расчет норматива(ов) допустимого сброса
в _____________________________________
(наименование водного объекта
и водохозяйственного участка)
Наименование или ФИО водопользователя (юридического лица или
индивидуального предпринимателя):
___________________________________________________________________________
1. Реквизиты водопользователя (юридического лица или индивидуального
предпринимателя): _________________________________________________________
Место нахождения водопользователя:
___________________________________________________________________________
ИНН
___________________________________________________________________________
ОГРН
___________________________________________________________________________
Ф.И.О. и телефон должностного лица, ответственного за водопользование,
его должность
___________________________________________________________________________
2. Цели водопользования _______________________________________________
3. Место сброса сточных вод (географические координаты с указанием
системы координат и расстояние от устья (для водотоков) _______________
4. Тип оголовка выпуска сточных вод ___________________________________
___________________________________________________________________________
5. Категория сточных вод (производственные (с указанием всех
осуществляемых видов экономической деятельности на объектах, с которых
осуществляется сброс сточных вод в водный объект), хозяйственно-бытовые,
дренажные, ливневые и другие) _____________________________________________
6. Расход сточных вод для расчета НДС _____ м3/час _____ м3/мес. _______
тыс. м3/год
7. Расчет норматива допустимого сброса загрязняющих веществ.
7.1. Расчет норматива допустимого сброса загрязняющих веществ, за
исключением микроорганизмов.
Наименование выпуска: _________________________________________________
|
п/п |
Наименования загрязняющих веществ |
Класс опасности загрязняющих веществ |
Допустимая концентрация загрязняющих веществ (Cндс), мг/дм3 |
Норматив допустимого сброса загрязняющих веществ |
|||||||||||||||
|
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
|||||||||||||||
|
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
||||||||||
|
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Норматив допустимого сброса загрязняющих веществ |
Норматив допустимого сброса загрязняющих веществ (расчет в т/год производится суммированием т/мес) |
||||||||||||||||||
|
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
|||||||||||||
|
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
г/ч |
т/мес |
т/год |
|||||
|
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
7.2. Расчет норматива допустимого сброса микроорганизмов в водный
объект.
Наименование выпуска:
|
п/п |
Показатели по видам микроорганизмов |
Размерность |
Допустимое содержание |
Норматив допустимого сброса |
|
|
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
Общие колиформные бактерии |
|
|
|
|
|
Коли-фаги |
|
|
|
|
|
Возбудители инфекционных заболеваний |
|
|
|
|
|
Жизнеспособные яйца гельминтов |
|
|
|
|
|
Жизнеспособные цисты патогенных кишечных простейших |
|
|
|
|
|
Термотолерантные колиформные бактерии |
|
|
|
8. Общие свойства сточных вод:
1) плавающие примеси (вещества) не допускаются ________________________
2) температура (°C) ___________________________________________________
3) водородный показатель (pH) 6,5 - 8,5
4) растворенный кислород 4 - 6 мг/дм3
5) сухой остаток (минерализация) ______________________________________
6) токсичность воды ___________________________________________________
9. НДС возбудителей инфекционных заболеваний, а также вредных веществ,
для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций,
равен 0.
Приложение: данные, использованные для расчета НДС, указанные в пунктах
НДС рассчитан <*> "__" _______ 20__ г. на срок до "__" _______ 20__ г.
Поддержка и сопровождение: Информационно-технологическое сопровождение (ИТС).
ООО НПП "Авиаинструмент" аккредитовано по осуществлению деятельности в области информационных технологий от 07 марта 2008 г. за №60 (Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 09.01.2008 г. №3)