ПАКЕТ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ

"ПРОГРАММА "БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ СОСТОЯНИЯ ПРОЕКТИРУЕМЫХ ОПО МН И МНПП НА СТЕПЕНЬ РИСКА АВАРИИ. ПРИЛОЖЕНИЕ 6. П2. ПРИКАЗ РТН ОТ 07.11.2014 №500""

СОСТАВ
ПК "РУСЬ" "ПРОГРАММА "БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ СОСТОЯНИЯ ПРОЕКТИРУЕМЫХ ОПО МН И МНПП НА СТЕПЕНЬ РИСКА АВАРИИ. ПРИЛОЖЕНИЕ 6. П2. ПРИКАЗ РТН ОТ 07.11.2014 №500"":

1.1.3 Бальная оценка факторов влияния состояния проектируемых МН (МНПП)  на степень риска аварии с  Проектом РД «Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах и нефтепродуктопроводах», Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, 2012 г.

 

Для проектируемых МН (МНПП) рассматриваются следующие группы факторов влияния:

а)         внешние антропогенные воздействия;

б)         коррозия;

в)         природные воздействия;

г)         конструктивно-технологические факторы;

д)         сложность СМР.

В таблице 1 приведены значения весовых коэффициентов ρi для проектируемого МН (МНПП). Значения весовых коэффициентов ρi в таблице 25 приведены в качестве примера.

 

Таблица 1 – Весовые коэффициенты

Обозначение и наименование группы факторов

Доля группы, ri

Гр*1

Внешние антропогенные воздействия

0,60

Гр*2

Коррозия

0,10

Гр*3

Природные воздействия

0,10

Гр*4

Конструктивно-технологические факторы

0,10

Гр*5

Сложность строительно-монтажных работ

0,10

Примечание – Факторы и группы факторов для проектируемых МН (МНПП) обозначаются с использованием знака «*».

 

 

Группа 5.  Гр5   Дефекты тела трубы и сварных швов

 

В группу Гр*1 входят внешние по отношению к рассматриваемой трубопроводной системе факторы, влияющие на вероятность повреждения МН (МНПП) со стороны третьих лиц.

Данные о факторах группы Гр*1  приведены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Факторы группы Гр*1

Обозначение и наименование фактора влияния

Доля в группе q1j

F*11

Минимальная глубина заложения подземного МН (МНПП)

0,4

F*12

Уровень антропогенной активности

0,2

F*13

Опасность диверсий и врезок с целью хищения нефти (нефтепродуктов)

0,4

Фактор F*11 – минимальная глубина заложения подземного МН (МНПП).

В качестве глубины минимального заложения h необходимо рассматривать фактическую толщину слоя грунта над верхней образующей самого мелкозаглубленного отрезка анализируемого участка МН (МНПП), независимо от протяженности этого отрезка. В соответствии со СНиП 2.05.06-85* требуемая минимальная глубина заглубления варьируется в зависимости от диаметра и назначения МН (МНПП), а также от местных грунтовых условий и характера землепользования от 0,6 до 1,1 м от земной поверхности до верхней образующей МН (МНПП) (в среднем h = 0,9 м).

Балльное значение для фактической глубины заложения на сухопутном участке МН (МНПП) рассчитывается по следующим формулам:

B*11=0                             при h ≥1,8 (м);                                                        (11)

B*11=0,83 × (1,8 - h)        при 0,6 <h <1,8 (м);                                   

B*11= 1+ 25 × (h - 0,6)2    при 0 < h <0,6 (м),                                                  (13)

где h = hгр + hдоп;

hгр – толщина слоя грунта над верхней образующей МН (МНПП), м;

hдоп – толщина слоя грунта, м, эквивалентная толщине дополнительного механического защитного покрытия МН (МНПП), определяемая по таблице 3.

 

Таблица 3 – Эквивалентная толщина дополнительного механического защитного покрытия МН (МНПП)

Тип и толщина дополнительного покрытия

Эквивалентная толщина слоя грунта, hдоп, м

Бетонное покрытие толщиной 0,05 м

0,2

Бетонное покрытие толщиной 0,1 м

0,6

Защитный кожух (футляр)

0,6

Железобетонная плита

0,6

Для подводных переходов роль основной защиты от механического повреждения играет глубина заложения МН (МНПП) в донный грунт hгр и дополнительные защитные покрытия (бетонное покрытие на поверхности трубы (наряду с футеровкой) или железобетонная плита над МН (МНПП)). Также важную роль играет глубина водоема, прежде всего, для переходов через судоходные реки, сплавные реки, водоемы активного промышленного рыболовства.

Балльное значение на переходах через водные преграды для комбинации фактической глубины заложения и глубины водоема рассчитывается по формулам:

                                                

при 0 <(hгр+hдоп) <3,0 м или 0 <hв <5 м;

B*11 = 0,                                                                                                       

при (hгр+hдоп)>3,0 м или hв >5 м,

где hв – фактическая глубина водоема над самым мелкозаглубленным (в грунт) участком перехода, м.

При отсутствии информации о реальном состоянии подводного перехода В11 принимается равным 9.

 

 

 

Фактор F*12 –уровень антропогенной активности.

В таблице 4 приведены значения отдельных составляющих фактора F*12 и соответствующие им балльные оценки , где m – номер составляющей. Итоговая балльная оценка для данного фактора рассчитывается как сумма балльных оценок нижеприведенных пяти составляющих. Если сумма баллов превышает 10, то B*12 принимается равным 10.

 

Таблица 4 – Уровень антропогенной активности

m

Наименование составляющей m фактора F*12 – уровень антропогенной активности

1

Плотность населения Ннас в среднем в трехкилометровой полосе вдоль трассы

0 <Ннас <50 чел./км2

0,06 × Ннас

Ннас >50 чел./км2

3

 

2

Активность проведения в охранной зоне МН (МНПП) строительных и д.р. работ на момент выполнения оценки степени риска аварий (по разрешениям на право проведения работ в охранных зонах)

высокая (указанные работы, как правило, ведутся более трех месяцев в году)

3

умеренная (указанные работы ведутся от одного до трех месяцев в году)

2

низкая (указанные работы носят эпизодический характер)

1

отсутствует (указанные работы никогда не проводились ранее и не проводятся сейчас)

0

3

Наличие МН (МНПП) и других коммуникаций иной принадлежности в охранной зоне МН (МНПП)

большое количество (более двух)

2

небольшое количество (не более двух)

0,5

вневедомственные коммуникации отсутствуют

0

4

Наличие участков автомобильных и железных дорог в пределах охранной зоны МН (МНПП)

присутствуют

2

отсутствуют

0

5

Интенсивность судоходства (только для подводных переходов)

высокая (30 и более судов в сутки)

4

средняя (от пяти до 30 судов в сутки)

2

низкая (менее пяти судов в сутки)

1

река несудоходная

0

 

Фактор F*13 – опасность диверсий и врезок с целью хищения нефти (нефтепродукта).

Балльная оценка данного фактора складывается из балльных оценок двух составляющих. В том случае если сумма баллов превышает 10, то B*13 принимается равным 10.

Сведения об опасности диверсий и врезок для составляющих фактора F*13 приведены в таблице 5.

 

 

 

Таблица 5 – Опасность диверсий и врезок

 

m

Наименование составляющей m фактора F*13 – опасность диверсий и врезок с целью хищения нефти (нефтепродукта)

1

Несанкционированные «врезки».

На эксплуатируемом участке МН (МНПП), попыток хищения нефти, нефтепродуктов не фиксировалось

0

На эксплуатируемом участке фиксировались попытки хищения нефти, нефтепродуктов. С целью предотвращения несанкционированных врезок осуществляется патрулирование трассы МН (МНПП)

наземный осмотр трассы выполняется обходчиком ежедневно/воздушный осмотр трассы проводится от двух до пяти раз в неделю

2

наземный осмотр трассы выполняется обходчиком два или три раза в неделю/осмотр трассы с воздуха не проводится

5

наземный осмотр трассы выполняется обходчиком один  раз в неделю/осмотр трассы с воздуха не проводится

8

На эксплуатируемом участке фиксировались попытки хищения нефти, нефтепродуктов. На МН (МНПП) установлена автоматизированная система обнаружения врезок (система виброакустического мониторинга, система «Капкан» или иное)

0

На эксплуатируемом участке ранее фиксировались попытки хищения нефти, нефтепродуктов, но меры защиты не принимаются

10

2

Диверсии на МН (МНПП).

Анализируемый участок МН (МНПП) располагается в Северо-Кавказском федеральном округе (на территории Республики Дагестан, Ингушетии, Чеченской Республики, Республики Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, южных районов Ставропольского края)

5

 

 

Группа 5.  Гр5   Дефекты тела трубы и сварных швов

 

Данная группа факторов оценивает объективно существующие на трассе условия, способствующие интенсификации почвенной коррозии (коррозионной активности грунтов, обводненности, наличии других подземных металлических сооружений, в том числе токопроводящих). Факторы, входящие в данную группу, перечислены в таблице 6.

 

Таблица 6 – Факторы группы ГР*2

Обозначение и наименование фактора влияния

Доля в группе, q2j

F*21

Коррозионная активность грунта

0,5

F*22

Наличие подземных металлических сооружений и энергосистем вблизи МН (МНПП)

0,5

 

Фактор F*21 – коррозионная активность грунта.

Коррозионные свойства грунта зависят от его температуры, влажности, пористости, газопроницаемости, содержания солей – характеристик, которые интегрированы в удельном сопротивлении грунта ρг. Балльная оценка данного фактора складывается из балльных оценок двух составляющих. В том случае если сумма баллов превышает 10 (или при отсутствии данных о свойствах грунта), то B*21 принимается равным 10.

Сведения о коррозионной активности грунта для составляющих фактора F*21 приведены в таблице 7.

 

Таблица 7 – Коррозионная активность грунта

m

Наименование составляющей m фактора F*21 – коррозионная активность грунта

1

Удельное сопротивление грунта rг, Ом × м:

 

 

rг £5;

10

 

5<rг £20;

12-0,4×rг

 

20< rг£100;

5-0,05×rг

 

rг >100

0

2

Кислотность грунта, pH:

 

 

3£ pH £7;

8,75-1,25×pH

 

pH >7

0

 

Фактор F*22 – наличие подземных металлических сооружений и энергосистем вблизи МН (МНПП).

Балльная оценка протяженности зон электрохимического взаимодействия МН (МНПП) с другими металлическими подземными и наземными сооружениями (в том числе электрифицированными), линиями электропередачи рассчитывается как сумма оценок двух составляющих. Если сумма баллов превышает 10, то B*22  принимается равным 10.

Сведения о подземных металлических сооружений и энергосистем вблизи МН (МНПП) приведены в таблице 8.

 

Таблица 8 – Наличие подземных металлических сооружений и энергосистем вблизи МН (МНПП)

m

Наименование составляющей m фактора F22 – наличие подземных металлических сооружений и энергосистем вблизи МН (МНПП)

1

Количество находящихся в пределах 50 м от трассы металлических сооружений на анализируемом участке

отсутствуют

0

от 1 до 10

3

от 11 до 25

7

более 25

10

Окончание таблицы 1.1.4.32

m

Наименование составляющей m фактора F22 – наличие подземных металлических сооружений и энергосистем вблизи МН (МНПП)

2

Наличие энергосистем постоянного и переменного тока

отсутствуют в пределах 50 м от трассы

0

присутствуют, но предусмотрена защита от блуждающих токов

5

присутствуют, защита от блуждающих токов отсутствует

10

 

 

Группа 5.  Гр5   Дефекты тела трубы и сварных швов

 

В данной группе рассматриваются факторы влияния, связанные с природными воздействиями механического характера:

а)         повреждения МН (МНПП) при деформациях грунта, происходящих в форме обвалов, оползней, селевых потоков, термокарста, пучения грунта, солифлюкции;

б)         повреждения прямых и слабоизогнутых участков МН (МНПП) вследствие продольно-поперечного изгиба МН (МНПП) от действия термических сжимающих нагрузок с разрушением засыпки, полной потерей устойчивости изогнутого состояния и резким нарастанием прогибов и пластических деформаций в сечении МН (МНПП);

в)         неравномерная осадка МН (МНПП), которая более всего проявляется на наземных узлах разветвленной конфигурации (узлах подключения к НПС), линейной арматуре, камерах пуска и приема очистных устройств, береговых «гребенках» и на примыкающих к ним участках;

г)         размывы траншеи на подводном переходе МН (МНПП), связанные с переформированием русла реки, и повреждения МН (МНПП) от гидродинамического воздействия потока.

Данная группа включает четыре фактора влияния, сведения о которых приведены в таблице 9.

 

Таблица 9 – Факторы группы Гр*3

Обозначение и наименование фактора влияния

Доля в группе, q3j

F*31

Вероятность перемещений грунта

0,2

F*32

Несущая способность грунта

0,15

F*33

Наличие на участке линейной арматуры, надземных технологических трубопроводов

0,15

F*34

Проведение превентивных мероприятий

0,5

 

Фактор F*31 – вероятность перемещений грунта

Балльная оценка определяется в соответствии с вероятностью перемещений грунта или размыва подводного перехода, данные о которой приведены в таблице 10. Категории участков МН (МНПП) при переходах через водные преграды принимаются в соответствии с таблицей  11.

 

Таблица 10– Вероятность перемещения грунта или размыва подводного перехода

п/п

Наименование фактора F*31 – вероятность перемещения грунта

В*31

1

Высокая вероятность. Перемещения грунта являются обычным явлением, наблюдаются регулярные сдвиги и разрывы грунта, оползни, оседания, обвалы, пучения. Зоны опасных сейсмических процессов (выше 8 баллов по СП 14.13330.2011), зоны вечной мерзлоты, зоны шахтных разработок, горные районы. Подводный переход относится к  типу 3 или 4 по степени опасности размыва

10

2

Средняя вероятность. Топография и типы грунта не исключают возможности перемещений грунта, однако значительные деформации грунта наблюдаются редко. Повреждений или недопустимых изменений положения МН (МНПП) по этой причине не зарегистрировано. Зоны малоопасных сейсмических процессов (6 или 7 баллов по СП 14.13330.2011). Подводный переход относится к типу 2

5

3

Низкая вероятность. Перемещения грунта наблюдаются редко. Смещения и повреждения МН (МНПП) практически исключены. Подводный переход относится к типу 1. Участок МН (МНПП) расположен вне сейсмически опасных зон

1

4

Никаких признаков, указывающих на потенциальную угрозу, связанную с перемещениями грунта, нет

0

5

Информация о возможности перемещений грунта на подводном переходе отсутствует

10

 

Таблица 11 – Классификация подводных переходов по степени опасности размыва дюкера

Тип участка перехода

Характеристика водной преграды

Степень опасности размыва

1

Глубинные переформирования незначительны, МН (МНПП), как правило, не размываются (переходы через малые реки шириной до 50 м ленточно-грядового, осередкового и побочневого типов, реки любой ширины с устойчивыми берегами и руслами)

Незначительная.

Эксплуатация перехода ведется без осложнений

 

2

Глубинные деформации – до 2 м, плановые – до 10 м (средние и крупные реки ленточно-грядового и побочневого типов)

Умеренная и умеренно высокая.

Размывы часты при неправильной глубине заложения дюкера

Окончание таблицы 11

Тип участка перехода

Характеристика водной преграды

Степень опасности размыва

3

Глубинные деформации – до 2 м, плановые – до 100 м (мелкие, средние и крупные реки с русловым процессом ограниченного, незавершенного и свободного типов меандрирования и пойменной многорукавности). Возможные размывы представляют большую опасность из-за трудности точного определения максимальных плановых переформирований. Возможны повреждения МН (МНПП) водным потоком, ледоходом, якорями, волокушами судов

Высокая.

 

Размывы очень часты и нередко сопровождаются разрушениями труб

4

Горные реки, селевые потоки, реки с ярко выраженным неустойчивым руслом. Максимальные плановые переформирования и глубинные переформирования более 2 м могут происходить в течение нескольких дней, недель или месяцев

Очень высокая.

Строительство подводных МН (МНПП) не рекомендуется

Фактор F*32 – несущая способность грунта.

Состав грунта определяет его несущую способность, влияющую на устойчивость проектного положения оси МН (МНПП), и, следовательно, на вероятность нарушения целостности МН (МНПП). Чем выше несущая способность грунта, тем устойчивее положение МН (МНПП) и тем меньше вероятность возникновения недопустимых напряжений в стенке трубы, могущих привести к ее разгерметизации. Балльная оценка проводится по таблице 12

 

Таблица 12 – Несущая способность грунта

п/п

Наименование фактора F*32 – несущая способность грунта

В*32

1

Низкая (торфяники - сильно и слаборазложившиеся; зоны болот; пески – пылеватые твердомерзлые и пылеватые с включениями гальки, гравия и валунов; супеси твердомерзлые – мало- и сильно льдистые)

10

2

Средняя (суглинки твердомерзлые-малольдистые и льдистые, суглинки с включениями гравия и гальки)

5

3

Нормальная (глины твердомерзлые – малольдистые и льдистые, глинистые сланцы с кварцевыми жилами, галечниковые грунты и супеси с включениями гравия и гальки)

2

 

Фактор F*33 – наличие на участке линейной арматуры, надземных технологических трубопроводов.

Фактор учитывает дополнительное влияние, оказываемое наличием на МН (МНПП) тяжелой наземной арматуры, на вероятность возникновения при сезонных колебаниях температуры и неравномерной осадке грунта значительных напряжений и деформаций изгиба участков МН (МНПП), примыкающих к наземным узлам и, следовательно, на вероятность разрушения МН (МНПП). Балльная оценка определяется по таблице 13.

 

Таблица 13 – Наличие на участке линейной арматуры, надземных технологических трубопроводов

п/п

Наименование фактора F*33 – наличие на участке линейной арматуры, надземных технологических трубопроводов

В*33

1

На участке присутствует надземный узел со сложной обвязкой и арматурой без фундамента

10

2

На участке присутствует сложный надземный узел с арматурой на фундаменте, рамная конструкция рассчитана с учетом рекомендаций современных нормативных документов

5

3

На участке присутствует линейная арматура без фундамента

7

4

На участке присутствует линейная арматура на фундаменте

3

5

Надземные сооружения отсутствуют

0

Фактор F*34 – проведение превентивных мероприятий.

К превентивным мероприятиям относятся:

а)         меры, обеспечивающие физическую защиту или ослабление напряжений в МН (МНПП): заложение МН (МНПП) ниже глубины деформаций грунта (для подводных переходов ниже предполагаемой глубины размыва), перенос участка трассы, устройство подпорных стенок на косогорах, установка компенсаторов, грунтовая разгрузка МН (МНПП) с помощью устройства параллельных траншей;

б)         меры по изменению свойств грунта, например, осушение грунта с помощью систем дренажа;

в)         проведение мониторинга деформаций грунта и перемещений МН (МНПП).

Балльная оценка зависит от наличия или отсутствия предупредительных мероприятий на анализируемом участке трассы, в случае необходимости их проведения. Балльная оценка рассчитывается как сумма балльных оценок трех составляющих. Сведения о проведении превентивных мероприятий приведены в таблице 14.

 

 

 

 

Таблица 14 –  Проведение превентивных мероприятий

m

Наименование составляющей m фактора F34 – проведение превентивных мероприятий

1

Меры по ослаблению напряжений в МН (МНПП)

имели место или не требуются

0

не имели места или неадекватны

2

2

Мероприятия по изменению свойств грунта

проводятся или не требуются

0

не проводятся или проводятся неадекватно

1,5

3

Мониторинг деформаций грунта и перемещений МН (МНПП)

проводится постоянно с помощью, например, инженерно-сейсмометрических станций

0

проводится визуально 2 раза в год (весной и осенью) с помощью неподвижных реперов на трассе

1

не проводится или проводится редко

3

напряженно-деформированное состояние контролируется с помощью «интеллектуальных вставок»

0

 

 

Группа 5. Гр5   Дефекты тела трубы и сварных швов

 

Данная группа включает факторы, отражающие влияние на вероятность аварии качества основных проектных решений. Здесь оценивается точность учета всех возможных нагрузок и воздействий на МН (МНПП) при расчете его конструкции.

Обозначения и наименования факторов влияния приведены в таблице 15.

 

Таблица 15 – Факторы группы Гр*4

Обозначение и наименование фактора влияния в четвертой группе

Доля в группе, q4j

F*41

Отношение фактической толщины стенки трубы к требуемой

0,35

F*42

Усталость металла

0,30

F*43

Возможность возникновения гидравлических ударов

0,15

F*44

Системы телемеханики

0,20

 

Фактор F*41 – отношение фактической толщины стенки трубы к требуемой.

Расчетное значение толщины стенки МН (МНПП) δрасч сравнивается с наименьшим в пределах данного участка фактическим значением толщины стенки δфакт, полученным либо путем измерений, либо вычитанием максимального производственного допуска из номинального значения толщины стенки труб, уложенных на анализируемом участке МН (МНПП). Итоговая балльная оценка рассчитывается через отношение δфактрасч с помощью следующих формул:

В*41=22,5-12,5×(dфакт/dрасч)                     при 1,0 £ dфакт/dрасч £1,8;                            (16)

В*41=0                                                     при dфакт/dрасч>1,8.                                       (17)

      Фактор F*42 – усталость металла.

Циклические изменения напряжений в стенке МН (МНПП) в основном вызываются колебаниями давления перекачиваемой среды, которые в стационарном режиме перекачки обусловлены конструктивными особенностями рабочих органов насосов, а в нестационарном  – частичными или полными отказами насосов. Зоны активных динамических нагрузок наблюдаются на расстоянии от двух до 15 км от НПС вниз по потоку. Кроме того, циклы изменения нагрузок на МН (МНПП) наблюдаются на переходах через авто- и железные дороги.

Для проектируемых МН (МНПП) балльная оценка данного фактора влияния на трех километровых участках вблизи НПС принимается равной 2.

       Фактор F*43 –  возможность возникновения гидравлических ударов.

Степень влияния данного фактора на вероятность возникновения аварийной ситуации при перекачке жидких сред определяется вероятностью образования волн давления, превышающих рабочее давление в МН (МНПП) Рраб более чем на 10 %. Балльная оценка определяется по таблице 16.

 

Таблица 16 – Возможность возникновения гидравлических ударов

п/п

Наименование фактора F*43 – возможность возникновения гидравлических ударов

В*43

1

Высокая вероятность гидравлических ударов

8

 

Окончание таблицы 16

п/п

Наименование фактора F*43 – возможность возникновения гидравлических ударов

В*43

2

Средняя или низкая вероятность гидравлических ударов (параметры и скорость жидкости не исключают возможности возникновения волн давления, но опасности они не представляют, поскольку гасятся соответствующими устройствами ‑ уравнительными резервуарами, предохранительными клапанами, устройствами медленного закрытия трубопроводной арматуры)

4

3

Низкая или нулевая вероятность гидравлических ударов (практически исключена возможность возникновения всплеска давления, превышающего на 10 % Pраб)

0

 

Фактор F*44 – системы телемеханики и автоматики.

Степень влияния данного фактора на вероятность возникновения аварии вследствие повышения давления сверх допустимого уровня определяется тем, насколько полно (по охвату эксплуатационного участка), точно (по месту) и оперативно система обеспечивает дистанционное измерение давления в пределах эксплуатируемого участка, обеспечивает ли аварийную сигнализацию по давлению, автоматическое управление системами отключения перекачивающих агрегатов и соответствующей арматуры, включает ли подсистему предотвращения гидроударов.

Данные о системах телемеханики и автоматики приведены в таблице 17.

 

Таблица 17 – Системы телемеханики и автоматики

п/п

Наименование фактора F*44 – системы телемеханики и автоматики

В*44

1

Системы телемеханики и автоматики обеспечивают телеизмерение давления на НПС и ЛЧ МН (МНПП) в пределах эксплуатируемого участка, телесигнализацию положения запорной арматуры по трассе, аварийную сигнализацию и автоматическое отключение магистральных насосов (остановку перекачки) в случае недопустимого повышения давления. На МН (МНПП) имеются системы гашения ударной волны и системы обнаружения утечек на участках МН (МНПП)

0

2

Системы телемеханики обеспечивают телеизмерение давления в пределах эксплуатируемого участка, телесигнализацию положения запорной арматуры по трассе, аварийную сигнализацию технологических параметров

5

Группа 5.  Гр5   Дефекты тела трубы и сварных швов

 

Некачественное или неправильное выполнение СМР чревато появлением дефектов труб (дефектов геометрии, сварных швов, царапин, задиров) и изоляционного покрытия, возникновением дополнительных напряжений в МН (МНПП), нарушением его устойчивости, что, в свою очередь, значительно повышает вероятность возникновения аварии на этапе эксплуатации.

В составе данной группы для проектируемых МН (МНПП) рассмотрен один фактор влияния – фактор F*51 – категория участка по сложности производства работ.

Сложность трассы, характеризуемая степенью пересеченности и обводненности местности, наличием мерзлых грунтов и т.п., влияет на условия передвижения и работы строительных машин и механизмов, их энергообеспечения, трудоемкость всех технологических операций.

Балльная оценка фактора выбирается непосредственно из таблицы 18 в зависимости от того, к какой категории по сложности строительства относится анализируемый участок.

Чем выше категория участка по сложности строительства (самая высокая – I), тем вероятнее нанесение повреждения трубам на этапе СМР, и, следовательно, выше вероятность возникновения аварий на этапе эксплуатации этого участка МН (МНПП).

 

Таблица 18 – Категория участка по сложности производства работ

п/п

Наименование фактора F*51 – категория участка по сложности производства работ

В*51

1

Участки категории сложности I (подводные и надводные переходы через реки шириной более 50 м, болота типов II и III, барханные незакрепленные пески, продольные уклоны крутизной более 30° и протяженностью более 100 м, горные участки, вечномерзлые грунты)

9

2

Участки категории сложности II (подводные и надводные переходы через реки шириной до 50 м, болота типа I, закрепленные барханные пески, продольные уклоны крутизной до 30о, косогорные участки с боковой крутизной до 15о, подземные и воздушные переходы через железные дороги; отдельные продольные уклоны с крутизной более 30° и протяженностью менее 100 м, овраги и балки)

6

3

Участки категории сложности III (отдельные продольные уклоны крутизной до 30о малой протяженности, косогорные участки с малой крутизной, подземные и воздушные переходы через автодороги, балки)

2

4

Равнинные участки

0

 

 

1.2 Проведение оценки частоты аварий

 

Аварии на МН (МНПП) характеризуются наличием существенных различий в значениях удельной частоты (вероятности) аварий   на МН (МНПП) и их отдельных участках λn, различающихся по своим конструктивно технологическим характеристикам, особенностям проектирования, строительства и эксплуатируемым в различных условиях окружающей и социальной среды.

Механизм учета распределения аварий при оценке риска реализуется с использованием процедуры деления трассы анализируемого МН (МНПП) на участки, характеризуемые примерно постоянным значением локальной частоты (удельной интенсивности) аварии внутри каждого участка.

Локальная частота аварийных отказов на каждом из таких участков определяется с учетом конечного множества факторов, влияющих на надежность МН (МНПП) (бальная оценка). На практике деление трассы на участки производится с использованием признака наиболее существенного изменения значения того или иного фактора влияния.

Оценка частоты аварий на участке за год  для данного участка производится по формулам                 и   kвл  =Вn / Bср, («Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах», ОАО "АК "Транснефть" от 30.12.99 № 152)  с использованием балльной оценки надежности участка нефтепровода.

Для оценки локальной частоты аварий вводится система классификации и группировки факторов влияния в соответствии с общими причинами аварий, выявляемыми при анализе статистических данных по аварийным отказам. Из статистических данных по авариям на МН выделяется группа факторов влияния с указанием относительного "вклада" каждой группы Грi. (i = 1, ..., n) в суммарную статистику аварийных отказов с помощью весового коэффициента рi.

 Приведенные значения весовых коэффициентов рi носят предварительный характер и могут быть уточнены с учетом мнения специалистов.

В пределах каждой группы Грi имеется различное количество (J) факторов влияния. Каждый фактор имеет буквенно-цифровое обозначение Fij где i — номер группы, j — номер фактора в группе.

Относительный вклад фактора Fij внутри своей группы в изменение интенсивности аварийных отказов на рассматриваемом участке нефтепровода учитывается с помощью весового коэффициента (доли фактора в группе) qij.

На основании сформулированных определений проводится процедура деления трассы МН на участки, которая осуществляется последовательно и независимо по каждому фактору влияния Fij или группе факторов Грi. Критерием для определения местоположения границы очередного участка при делении трассы по фактору влияния Fij служит достаточно заметное (возможно, скачкообразное) изменение значения этого фактора влияния. Величина "скачка", выбираемая для данного фактора влияния, определяет длины и число участков, а, следовательно, и точность оценки риска. В общем случае длины участков, соответствующие делению по фактору влияния Fij, будут различны.

Каждое последующее деление по очередному фактору влияния будет увеличи­вать общее число участков, причем границы участков, получаемых при очередной процедуре, могут совпадать с границами, установленными в ходе предыдущих процедур деления по другим факторам влияния.

В ряде случаев на участках трассы, примыкающих к населенным пунктам, при необходимости степень детализации при разбивке может быть увеличена, а на незаселенных территориях уменьшена.

Границами участка могут быть месторасположение задвижек, насосных станций или места резкого изменения какого-либо значимого фактора (например, подводный переход, пересечение с транспортной коммуникацией, особенность рельефа местности, наличие населенного пункта и пр.).

Примерная зона влияния возможных аварий нефтепроводов на компоненты окружающей природной среды колеблется от 200 м для наземного участка линейной части МН) до 3 км (для перехода через водную преграду).

Ориентировочное значение длины сухопутного участка равно 1—3 км, при пересечении МН водных объектов длина участка соответствует протяженности перехода через волную преграду.

Увеличение числа участков повышает точность гренки показателей риска вдоль линейной части, однако может привести к увеличению стоимости работ вследствие дополнительных затрат на сбор и обработку необходимой информации, поэтому, необходимо оптимизировать длину участка в соответствии с выбранными критериями.

 


Пример интерфейса программного модуля:



Пример интерфейса программного модуля:




ЦЕНА И УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ:

Программное обеспечение (ПО) передается индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам через прямое информационно-технологическое сопровождение в НПП "Авиаинструмент", сделав "Заказ" на необходимую конфигурацию ПК "Русь".

Заказ программного комплекса: Заказать

Поддержка и сопровождение: Информационно-технологическое сопровождение (ИТС).

ООО НПП "Авиаинструмент" аккредитовано по осуществлению деятельности в области информационных технологий от 07 марта 2008 г. за №60 (Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 09.01.2008г. №3)